Моделисты всегда поймут друг друга. Прошла минута, и мы с Марком Михапьским преодолели взыковой барьер и заспорили о преимуществах «супер-тигров» над «моками», о перспективах трассового автомоделизма, принялись перебирать имена знакомых спортсменов — участников международных встреч.
Дело происходило в Варшаве (доставка товаров из польши), в городском модельном клубе ЛОК (Лига Оброны Краю — оборонно-спортивное добровольное общество ПНР). Клуб как клуб. Похожий на наши, отечественные. Те же станки, тот же запах эфира и нитрометана, те же остовы моделей в застекленных шкафах. Похожий — и непохожий. Депо в том, что в Польше нет столь строгого разграничения моделистов по интересам, как у нас.
У нас ведь как: если ты интересуешься «авиа», иди в авиамодельный клуб, получай материалы, двигатели, строй свою модель, участвуй в соревнованиях. Поработаешь — будут и пьедесталы почета, и призы, и спортивные звания. В Польше моделисты пока официально не признаны. На них не распространяются положения единой спортивной классификации, и звания спортивные им на присуждаются. И это несмотря на то, что польские моделисты с успехом выступают на крупнейших международных соревнованиях, что в их числе (особенно в авиамоделизме) есть и рекордсмены, и чемпионы мира и Европы.
Замечу, кстати, что моделизм в Польше явление массовое. Только в соревнованиях ЛОК в разных классах участвуют ежегодно более 26 тыс. ребят! Различные виды моделизма преподаются в школах практически наравне с другими предметами. И новейшие течения в технических видах спорта в этой стране подхватываются, что называется, с лету, находят своих приверженцев.
Вот об этом-то, о новых начинаниях польских моделистов-спортсменов, мне и хотелось бы рассказать.
МИР ЛЕТЧИКА
«Свенто лятавца» — «Праздник воздушного змея». Так назвали популярные среди школьников и самые массовые по числу участников соревнования. Ребята стартуют… с обыкновенными змеями. Впрочем, с не совсем обыкновенными. Конструкции, которые они создают, далеко-далеко ушли от тех «писем», которые мы запускали в детстве. Сложные архитектурные сооружения, напоминающие по форме то дюзы ракеты, то современные дома из стекла и бетона, то даже аэропланы эпохи зарождения авиации (без мотора, разумеется), взмывают в воздух над селами и городами Польши в дни, когда проходят эти соревнования. Они организованы как настоящие спортивные выступления — с судейскими коллегиями, с четкими правилами и, конечно же, с массой зрителей и болельщиков. Старты проводятся на наибольшую высоту полета змея, на скорость… Тут надо сделать пояснение: юный моделист, запустив змея, бежит с ним по определенной трассе. И вот именно его скорость бега и определяет победителя в таком состязании. Проводится зачет по умению управлять змеем. Польские мастера спорта считают, что это лучшая начальная форма подготовки будущих кордовиков и воздушных бойцов.
Заключительным аккордом состязаний на приз «Свенто лятавца» становятся соревнования, проводимые на аэродроме центрального аэроклуба «Лиги Оброны Краю» (ЛОК) — Польского оборонно-спортивного добровольного общества. Многие из ребят, сделавшие, таким образом, первый шаг в большой спорт, не расстаются с ним в последующие годы, становятся настоящими авиамоделистами. Начальник отдела авиамоделизма Главного управления аэроклуба ПНР Здислав Шаевский рассказывает, что желающие заниматься авиамоделизмом могут прийти в любой из 40 аэроклубов страны, где имеются секции авиамоделистов. Здесь к их услугам и необходимое оборудование, и материалы, и двигатели, и советы опытных тренеров.
Подготовке кадров руководителей технического творчества здесь уделяется очень большое внимание. Не обойтись без цифр. Ежегодно в ЛОК проходят такую подготовку не менее 300—500 преподавателей школ, тренеров-общественников, методистов Дворцов харцеров (харцеры — польские пионеры). А это значит, что с каждым годом во дворцах, в школах, в клубах становится все больше и больше квалифицированных наставников, способных умело и рационально подготовить ребят к овладению навыками конструирования, научить их расчетам, привить им любовь к экспериментированию, к работе с чертежами, деревом и металлом. К этому можно добавить только, что польские моделисты не испытывают особых затруднений со снабжением материалами.
Есть у них и бальза, есть и двигатели. Особенно популярны наши, советские «МК-12», «МД-5».
Как и у нас, увлечение авиамоделизмом, конечно же, преобладает. Причин тому много, но главная, на мой взгляд, кроется в том, что в этой стране бережно сохраняются традиции польской авиации, что о ней часто пишут органы печати, что профессия летчика окружена всеобщей любовью. Одно из свидетельств этому — богатейшие экспозиции, посвященные авиационной технике, в Варшавском
музее науки и техники, в Краковском музее авиации и астронавтики. Сами за себя говорят и многотысячные тиражи книг по авиации, издаваемых здесь.
Заместитель министра транспорта и связи ПНР по авиации генерал дивизии Ян Рачковский так отозвался об этой тенденции:
— Мы считаем, что настоящего летчика, авиационного инженера можно подготовить только из числа ребят, прошедших школу авиамоделизма, еще в юные годы полюбивших небо и сознательно готовивших себя к работе в авиации задолго до того, как она стала профессией. Вот почему мы совместно с ЛОК, вместе с работниками просвещения не жалеем времени и средств на воспитание надежной, преданной авиации смены кадров.
С КОРДОДРОМА — НА АВТОДРОМ
ЛОК руководит и работой Варшавского модельного клуба, командует которым А. Михальский. Но он не просто его директор. Человек, беспредельно влюбленный в четырехколесную технику, наводняющую улицы и автострады, он и хобби себе избрал, близкое к профессии. Это увлечение, конечно же, автомоделизм. Чуть смущенно он кивнул на стеклянную дверцу шкафа, за которой выстроились видавшие виды гоночные.
— Мои. Но это совсем и навсегда ушло в прошлое. Отработано — и неинтересно. Меня всегда раздражала в «классическом» автомоделизме «привязанность» к корде, условность соревнований, ограниченность перспектив и, главное, удаленность от основного для нас — работающих с ребятами — дела: готовить к выбору профессии, к овладению ее основами.
— Так что же вместо автомоделизма?
— Почему «вместо»? Он же, автомоделизм — только радиоуправляемый!
— Не пойму, что может вас, гонщика, привлечь в этих хоть и интересных конструктивно, но тихоходных машинках?
— Совсем не тихоходные. Я имею в виду скоростные радиоуправляемые…
Скоростные радиоуправляемые. В последние годы с появлением сравнительно дешевой и малогабаритной аппаратуры волна увлечения ими буквально захлестнула спортсменов многих стран Европы. Забыт был даже трассовый моделизм, еще недавно столь модный повсеместно (Скажу по секрету, что и у нас один из зачинателей соревнований на трассе, великолепный спортсмен и тренер сказал мне «на ушко»: трассовые уже отработаны, здесь ничего нового уже не придумаешь, пора переходить на скоростные!)
— Все, что нужно спортсмену, есть в этих машинах, — продолжил другой спортсмен, Р. Хейдук. — Сложнейшая конструкция ходовой части, тонкие и точные исполнительные механизмы, ювелирная работа над отделкой машины. И в то же время азарт настоящих соревнований. Это вам не последовательный запуск одной гоночной за другой; три, четыре… десять машин срываются со старта и несутся по стометровой трассе, ревя моторами, сопровождаемые возгласами болельщиков. Тут требуется не только мастерство конструктора, но и великолепные водительские навыки. Вот почему в скоростных радиоуправляемых моделях мне видится будущее нашего автомоделизма.
Это не только слова. В Польше уже приступили к делу. Пора приступать и нам. И вот для тех спортсменов, кто пожелает заняться конструированием скоростных радиоуправляемых моделей, мы печатаем в этом номере чертежи модели, описанной в книге известного польского специалиста в области радиоуправления, неоднократного чемпиона и рекордсмена Польши Януша Войцеховского. Мне не посчастливилось увидеть эту модель на ходу, но, по мнению специалистов, она сделана вполне «на уровне мировых стандартов». Как только первые модели этого типа будут построены у нас, журнал организует матчевую встречу по скоростным радиоуправляемым моделям (естественно, при поддержке Федерации автомодельного спорта СССР). Так будет положено начало еще одному и на сегодняшний день, пожалуй, наиболее перспективному модельному виду спорта.
Любовь к экспериментированию присуща польским моделистам. Это я могу утверждать с уверенностью, поскольку видел за немногие дни в Польской Народной Республике поиски Вольских моделистов в самых разнообразных направлениях. Только перечислю некоторые: конструирование моделей гидросамолетов, увлечение моделями радиоуправляемых планеров, совершенно новый подход в проведении соревнований по железнодорожному моделизму, наконец, большая работа в космическом моделизме — все это можно смело занести в актив польских спортсменов-конструкторов.
С каждым годом крепнут связи во всех этих видах спорта между советскими и польскими моделистами, работающими во имя единой цели — во имя научно-технического прогресса двух наших братских стран, во имя подготовки творческих работников самых различных отраслей народного хозяйства стран социалистического лагеря.
РАЗНООБРАЗНЫ УВЛЕЧЕНИЯ ПОЛЬСКИХ МОДЕЛИСТОВ:
1. Старинный корабль, автосани, скоростная радиоуправляемая авиамодель. При их создании были использованы чертежи из нашего журнала.
2. На всепольских соревнованиях по космическому моделизму.
3. Чемпион Польши А. Михальский — руководитель авиамодельной лаборатории Варшавского аэроклуба ЛОК.
4. Самые юные авиамоделисты — польские пионеры.
5. Модель польского сухогруза.
Ю. ГЕРБОВ