ГИТАРА-ТРЕНАЖЕР

ГИТАРА-ТРЕНАЖЕР

Идея создания гитары с укороченным грифом и перенесением полкового механизма на корпус легла в основу конструкции гитары-тренажера. Благодаря небольшим размерам ее можно носить с собой, как сумку или зонтик.

Гитара давно уже стала наиболее доступным и популярным музыкальным инструментом, но сложность и многообразие техники исполнения на ней требуют регулярных и систематических занятий.

Гитара-тренажер позволяет использовать любое «лишнее» время (например, в поездах, на прогулке, во время обеденного перерыва на работе и т. д.). В итоге накапливается не менее двух часов за сутки.

Инструмент-тренажер гитариста
Инструмент-тренажер гитариста:
1 — ось (отрезок стальной проволоки), 2 — диск поворотный (дерево, пластмасса или металл, 6 шт.), 3 — подставка (дерево или пластмасса), 4 — нижний порожек (1,5-мм латунь), 5 — струны, 6 — плата звукоснимателей, 7 — корпус (сосна), 8— колковый механизм, 9 — гриф (от гитары фабричного изготовления, укороченный), 10 — ремешок кожаный (от фотоаппаратуры), 11 — пластина (3-мм Ст3), 12 — втулка (бронза, 6 шт.), 13 — батарея электропитания «Крона» («Корунд»), 14 — усилитель самодельный в кожухе, 15 — головные телефоны. 16 — винт М5 (2 шт.).

При создании гитары-тренажера я стремился решить три основные задачи: максимально уменьшить размеры (540Х155Х45 мм); снизить акустический звук, дабы не мешать окружающим; сделать дешевой и простой в изготовлении.

Предлагаю гитаристам-любителям воспользоваться моим опытом и изготовить такой же или подобный инструмент. Главная особенность его механической части состоит в том, что сами струны здесь крепятся в отверстиях стальной пластины (см. рис.), привинченной к скошенному торцу грифа, проходят над подставкой (нижний порожек) и через блок дисков — под корпус, где и натягиваются колками, установленными в отверстиях.

КОРПУС. Для него подбирается хорошо высушенная сосновая доска без сучков. Другие сорта деревьев намного тяжелее.

Колки «утапливаются» в вырезанных по краям корпуса пазах. В отверстиях паза вклеиваются или вбиваются втулки, выточенные из меди или латуни.

Форму и размеры корпуса задают, исходя из следующих условий (см. рис.): величина t диктуется необходимостью защитить ручки крайних колок от внешних воздействий (удары, зацепы при носке и при игре); угол γ°— необходимостью сохранить подходящее расстояние между струнами и насколько возможно уменьшить угол α°; расстояние f, зависящее от диаметра диска, влияет на угол преломления струны; расстояние Z — двигать подставку для подстройки; от величины L зависит предотвращение наложения скрутки струны на верхний порожек.

Установочные размеры корпуса.
Установочные размеры корпуса.

Здесь важно не забывать, что в сборке любая гитара будет «строить» лишь при соблюдении следующего правила: расстояние от верхнего до XII ладового порожка должно равняться расстоянию от XII ладового порожка до нижнего. ГРИФ. Основная сложность — подготовка именно этого узла (в данной конструкции использован гриф от пришедшей в негодность гитары). От него отпиливается верхняя часть между III и IV ладами (возможны другие варианты, но они приведут к изменению общей длины гитары) и откалывается пята. Лад V автоматически становится ладом І, а IV — верхним порожком. Привычная схема точек на грифе теряет свое прежнее значение.

Теперь следует снять ладовые порожки и прострогать лицевую часть грифа, так как старые грифы имеют сильный прогиб. Заодно уменьшают и ширину — для удобства игры.

Установка грифа с тремя вариантами переброски струн через торец корпуса
Установка грифа с тремя вариантами переброски струн через торец корпуса (А — с блоком из дисков, Б — с фторопластовым или капроновым валиком, В — с полукруглой накладкой из фторопласта или капрона).

Старые порожки тщательно перебираются. Сильно сточенные ставить не следует. Так как заводские ладовые порожки дефицитны, легче всего заменить их на латунные пластинки. Затем (уже на собранном грифе) порожки шлифуются.

Гриф крепится к корпусу двумя винтами М5. Сквозные отверстия в грифе и корпусе сверлятся между X и XI, XIII и XIV ладами. Острые углы гитары закругляются, шлифуются и покрываются лаком.

ВАЛИК. Предлагаю три варианта переброски струн через торец корпуса (я использовал первый). Диски вытачиваются из любого материала (возможно применение «костяшек» бухгалтерских счетов, черенка от лопаты). По окружности каждого колесика протачивается канавка для струны. Ось «сшивает» блок дисков в выпиле торца корпуса. Дополнительных креплений ставить не следует — блок прекрасно держится за счет силы натяжения струн. Кожаный узкий ремешок от фотоаппарата, соединенный в кольцо, служит для переноски гитары. При необходимости гитара легко откидывается за плечо, и обе руки остаются совершенно свободными.

Зимой под верхней одеждой инструмент почти незаметен.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Ее можно использовать от любой электрогитары, следует лишь добавить предварительный усилитель, рассчитанный на выход к малогабаритным телефонам.

Усилитель закреплен под корпусом. Сигнал с выхода подается на телефоны типа ТДС-9 или ТОН-2 (1000 Ом). Батареи типа «Корунд» хватает на два месяца работы.

Принципиальная электрическая схема УНЧ для гитары-тренажера.
Принципиальная электрическая схема УНЧ для гитары-тренажера.

С использованием телефонов ТОН-2 звук искажается, как в приставках типа «фуз». С телефонами ТДС-9 звук приятный, бархатный. Однако, как и в первом случае, звук «режет» слух при защипывании более трех струн.

Конечно, гитару-тренажер можно использовать и на эстраде (разумеется, с ограниченными возможностями). Достаточно выход подать на более мощные усилители.

ГИТАРА-ТРЕНАЖЕР

Данная гитара существует уже более трех лет, помогая мне держать себя в постоянной форме, так как дома приходится отказываться от систематических занятий.

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИИ. На этой гитаре-тренажере ее лучше всего подобрать, посоветовавшись с опытным преподавателем. Мой опыт показал, что здесь прекрасно можно изучать гаммы, осваивать новые приемы игры как на классической, так и на электрической гитаре, развивать беглость пальцев и т. д. В дальнейшем использовать изученное в работе с «полноценным» инструментом.

Основное внимание следует обращать на исключение развития или закрепления неправильной постановки рук и посадки из-за отсутствия привычных форм и объемов.

И. ГАРИФЬЯНОВ, г. Караганда

Рекомендуем почитать

  • МОДЕЛЬ-КОПИЯ ЧЕМПИОНАМОДЕЛЬ-КОПИЯ ЧЕМПИОНА
    В лаборатории ракетно-космического моделизма Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества работы по созданию модели-копии ракеты-носителя (PH) «Союз» были начаты в 1984...
  • ПиньятыПиньяты
    Пиньята это яркое изделие из папье-маше, которое наполняется конфетами или небольшыми игрушками и подвешивается на веревке. Все пытаются сбить палкой эту чудоштуку, чтобы после того, как...
Тут можете оценить работу автора: