НАУЧИТЕ МАШИНУ ГОВОРИТЬ...

НАУЧИТЕ МАШИНУ ГОВОРИТЬ…

В ряде периодических изданий была опубликована демонстрационная программа запоминания и последующего воспроизведения фрагментов человеческой речи персональным компьютером «Радио РК-86». «Специалист» же остался как бы за бортом. Остался незаслуженно. А потому на основе уже имевшихся публикаций авторами этих строк были разработаны алгоритмы для практического применения в любых озвучиваемых программах на языке Бейсик для «Специалиста». В соответствии с ними в ОЗУ персонального компьютера с адреса 7000 до адреса 7092 записывается «Синтезатор» речи (табл. 1) и «Инструментальная программа» для подготовки речевого текста (табл. 2).

Затем запускают «Инструментальную программу» командой RUN. В результате на экране монитора появится инструкция и запрос «ГОВОРИТЕ ФРАЗУ 1». Ввод речевых сигналов производится с помощью микрофона, подключенного к работающему в режиме записи магнитофону, линейный выход которого соединен со входом считывания интерфейса компьютера. После нажатия любой клавиши и клавиши ВК следует произнести первую фразу, которая при помощи «Инструментальной программы» запишется в специально отведенную область буфера. На экране монитора появится запрос «ГОВОРИТЕ ФРАЗУ 2». В микрофон произносят вторую фразу.

Таблица 1. «Синтезатор» речи для «Специалиста»
Таблица 1. «Синтезатор» речи для «Специалиста»

Когда таким же образом будут записаны все фразы в соответствующие зоны буфера с адреса 4000 до 7092, переходят к загрузке конкретной программы. Разумеется, после предварительной очистки памяти командой NEW для дальнейшей работы.

Таблица 2. Инструментальная программа, запускаемая командой RUN
Таблица 2. Инструментальная программа, запускаемая командой RUN

Проблема качества? За этим проследит сам персональный компьютер. После ввода через микрофон каждой фразы он (с целью проверки качества произнесения) будет повторять в динамике уже обработанную «Синтезатором» речь. И в случае необходимости можно любую из фраз переписать. Но для этого следует снова запустить «Инструментальную программу» командой RUN.

Таблица 3. Адреса обращения для выборки фраз
Таблица 3. Адреса обращения для выборки фраз

Для выборки фраз из «Синтезатора» речи составлены адреса обращения, приведенные в таблице 3. Они вписываются в соответствующие адреса конкретной программы, реализующей в нашем случае шестифразовый текст речи. Но в начале этой программы должна быть введена команда РОКЕ 28794, 64: РОКЕ 28797,8 настройки буфера.

Таблица 4. Пример начала программирования игры в шашки в графическом варианте на Бейсике

Таблица 4. Пример начала программирования игры в шашки в графическом варианте на Бейсике
Таблица 4. Пример начала программирования игры в шашки в графическом варианте на Бейсике

В заключение авторы считают целесообразным привести в качестве примера часть конкретной программы (на Бейсике) игры в шашки в графическом варианте. Разумеется, с введенными командами настройки буфера и обращения к «Синтезатору» речи.

Ну а если возникнет необходимость изменить количество фраз, что тогда? Как говорится, без проблем. Просто берут и вводят соответствующие коррективы в программы 1, 2, 3.

В. ИВАНОВ, В. МЕДВЕДКОВ

Рекомендуем почитать

  • ПЛАВАТЬ ПО МОРЯМ НЕОБХОДИМОПЛАВАТЬ ПО МОРЯМ НЕОБХОДИМО
    История судостроения насчитывает около 70 тысяч лет. Для строительства кораблей древние народы использовали подручные материалы: камыш, бамбук, кожу, дерево. Самым ранним считается камыш....
  • ДВА БОЯ КРЕЙСЕРА «КЕНТ» (Часть 3)ДВА БОЯ КРЕЙСЕРА «КЕНТ» (Часть 3)
    Операция по поиску «Дрездена» началась в четыре часа утра 13 декабря 1914 года, после того как на Фолклендских островах приняли радиосообщение из Монтевидео, в котором говорилось, что...
Тут можете оценить работу автора: