Предлагаю схему усовершенствования самого обыкновенного джойстика, подключаемого любителями компьютерных игр к KEMPSTON-nopту «ZX-SPECTRUM». При минимуме затрат она позволяет получать от аппаратуры максимальную отдачу. Ведь помимо режима «NORMAL» появляется еще «AUTOFIRE», при котором (с нажатием кнопки «Fire» — «Огонь») имитируется стрельба очередями. К тому же не вносится никаких помех-искажений в работу сопрягаемой компьютерной техники, надо лишь правильно подключать джойстик к гнездам «SINCLAIR-1» и «SINCLAIR-2».
На элементах DD1.1, DD1.2 собран управляемый генератор импульсов. Его частоту можно изменять с помощью резистора R10, настраивая таким образом сам джойстик на желаемую скорость стрельбы.
Для световой индикации при стрельбе очередями предусмотрен повторитель-инвертор импульсов генератора, выполненный на DD1.3 и DD1.4. Но если вместо К561ЛА7 здесь будет использована более слабая микросхема (например, из широко распространенной 176-й серии), от световой индикации придется отказаться. Или поставить эмиттерный повторитель на «p-n-p» транзисторе. Как вариант, возможно техническое решение — сократить контакты в разъеме, доведя их число до семи (при перенесении резисторов R1 — R8 в сам компьютер).
Если у «базового» джойстика две кнопки «Огонь», то схему легко упростить, исключив из нее SB1. Надо лишь подсоединить одну из расположенных на рукоятке кнопок к «+5 В» и «ножке» 1 DD1.1 (стрельба очередью), а вторую — к «+5 В» и выводу 5-го разъема (стрельба одиночными). И, как говорится, — нет проблем!
Монтаж? Он может быть выполнен даже навесным способом (ввиду немногочисленности используемых в схеме деталей и удобства размещения их в самом джойстике).
В.РОМАНОВ, г.Рыбница, Молдова