ЗАЗВУЧИТ, КАК У «БИТЛЗ»

ЗАЗВУЧИТ, КАК У «БИТЛЗ»

С помощью данного приспособления можно сделать незатухающими колебания струн электрогитары и получить звучание, напоминающее виолончель. Более того, становятся легко осуществимыми проигрыш «задом наперед» (похожее применяла, судя по записям, всемирно известная группа Beatles), «мягкая атака» и другие звуковые эффекты. Для этого надо сигнал, снятый со струн и усиленный УЗЧ, подать обратно на гитару. То есть образовать своеобразный генератор, у которого колеблющиеся струны играют роль резонатора.

Одна струна может колебаться на частоте основного тона и на f гармоники (обертона). Если звучат одновременно две струны, то выделяется частота биений, образуемая в результате сложения колебаний. Усиленный же сигнал передается на струны через катушку индуктивности L1, сердечник которой — постоянный магнит.

В качестве УЗЧ автор использует магнитофон «АСТРА-207» в режиме «запись» (номинальная выходная мощность 2 Вт на нагрузке сопротивлением 8 Ом) с отключенным двигателем лентопротяжного механизма. Разумеется, можно подключать и другие усилители с более-менее чувствительным входом и достаточной выходной мощностью.

Катушка L1 подсоединена к выходу усилителя (магнитофона) штекерным разъемом, предназначенным для внешнего громкоговорителя, с применением резисторов R1 и R2. Причем R1 — переменный, выполняющий роль дополнительного регулятора громкости (ведь штатный установлен в положение максимума для облегченного возникновения и поддержания во всей этой системе режима генерации).

Если же звуковые эффекты во время игры на гитаре не нужны, катушка L1 обесточивается, для чего предусмотрен выключатель SA1. Режим работы усилителя при этом мгновенно облегчается, а сердечник самой катушки меньше подвергается размагничиванию переменным магнитным полем. Гнездо XS2 и штекер ХР2 введены для более удобной и оперативной стыковки-расстыковки системы.

Сердечником катушки служит постоянный магнит 32x31x27 мм со скругленными гранями, радиальной прорезью и полюсами на торцах. Вполне приемлем также литой сердечник из магнитодиэлектрика (тогда прорезь не нужна). Можно применить и наборный — из ферромагнитных, изолированных друг от друга пластин, а постоянный магнит прикрепить к одному, экспериментально подбираемому торцу.

Нельзя только использовать сплошной стержень из железа, стали, альсифера или других ферромагнитных сплавов (во избежание индуцирования в монолите вихревых токов Фуко, приводящих к его нагреву). Зато весьма желательно, чтобы сечение сердечника захватывало несколько струн, тогда появляется возможность добиваться генерации двузвучий, а также быстрой смены работающих струн.

В любом случае сердечник обертывается плотной бумажной лентой в 2—3 слоя. По бокам подклеиваются щечки из толстого электрокартона, и наматывается катушка — 550 витков провода ПЭВ1-0.5 с папиросной (а лучше — трансформаторной) бумагой между слоями. Готовая обмотка оборачивается изолентой.

Катушка L1 соединяется с пускорегулирующим узлом гибким экранированным проводом длиной около 2 м в виниловой изоляции. В качестве гнезда XS2 и штекера ХР2 подойдет любой малогабаритный разъем. Например, от миниатюрных головных телефонов. Переменный резистор R1 может быть ППЗ-41 или аналогичный, рассчитанный на мощность не менее 1 Вт, а постоянный двухваттный R2 — МЛТ. На месте SA1 приемлем выключатель любого типа. Главное, чтобы он был надежен и не издавал при срабатывании слишком громких щелчков.

Удобно, в частности, использовать клавишный, предназначенный для открытой электропроводки: в его корпусе можно легко разместить весь пускорегулирующий узел с закреплением переменного резистора R1 и гнезда XS2 на одной из боковых стенок. Правда, для этого придется слегка укоротить основание выключателя, немного поработав напильником.

С УЗЧ (магнитофона в режиме «Запись») пускорегулирующий узел соединяется тонким двужильным экранированным гибким проводом в виниловой изоляции. Похожим, но уже одножильным проводом, позволяющим максимально снизить уровень помех, гитара подключается к чувствительному входу усилителя (микрофонному входу магнитофона).

Если звукосниматели у базовой гитары электромагнитные, то при проверке работоспособности системы сначала включают лишь ЗС, самый близкий к струнодержателю. Регуляторы звучания гитары и чувствительности усилителя (уровня записи на магнитофоне) выставляют на максимум, а переменный резистор R1 — в положение наибольшего сопротивления. Замкнув выключателем SA1 цепь обратной связи, подносят катушку (торцом!) на расстояние 5—30 мм к струнам и, защипнув одну из них, ручкой «Громкость» добиваются возникновения нужной генерации.

Схема получения незатухающего звучания электрогитары и самодельные узлы для практического ее осуществления: а — катушечный; б — пускорегулирующий.
Схема получения незатухающего звучания электрогитары и самодельные узлы для практического ее осуществления: а — катушечный; б — пускорегулирующий.

Порой между катушкой и включенными электромагнитными звукоснимателями образуется слишком сильная индуктивная положительная обратная связь (ПОС), что в конечном счете проявляется в виде воя акустической части системы. Избавляются от столь нежелательного звукового эффекта переносом катушки в то место возле грифа, где прежнего самовозбуждения при заглушенных струнах, как правило, не возникает, или уменьшают величину ПОС поворотом ручки «Громкость», или регуляторами уровня звучания на гитаре, чувствительности усилителя (уровня записи) на магнитофоне.

Если катушку подносить к грифу торцом, то при достаточной величине положительной обратной связи генерируется звонкий звук, с большим уровнем гармоник (обертонов). С увеличением глубины ПОС генерация возникает уже не на частоте основного тона, а на f обертонов. В таком положении велика склонность системы к самовозбуждению типа сверхрегенеративного, поэтому зона на грифе, где можно играть без возникновения помехи (воя), ограничивается первыми четырьмя — двенадцатью ладами.

Как показывает практика, допустимая зона игры расширяется, если L1 держать боком к лицевой части грифа и поворачивать строго определенным торцом (уточняется экспериментально) к струнам для возникновения генерации. Когда же катушку пытаются подносить противоположным торцом, звук генерируется более глухой, с меньшим числом гармоник. Хотя и здесь можно, проявляя больше терпения и настойчивости, добиваться генерации обертонов, если держать катушку возле места прижатия струны.

При достаточно глубокой ПОС легко получить эффект «мягкой атаки» звука, если L1 плавно подносить к струнам. В «звонком» положении катушки можно достичь звучание, похожее на проигрыш записи задом наперед, а в «глухом» — сходное с виолончелью. Генерация двузвучий получается менее устойчивой, чем генерация одного тона.

При игре катушку держат в правой руке. Тогда левой можно играть по грифу глиссандо, легато и осуществлять вибрацию струн. Если начинают прослушиваться скрипы, их уменьшают регулятором «Тембр» усилителя и другими способами, вплоть до замены (по возможности) соединительных проводов на более короткие, с лучшей экранировкой.

В заключение несколько советов по поводу продления срока службы струн. Дело в том, что при длительной эксплуатации электрогитары жир от пальцев прилипает с пылью к струнам. Они загрязняются, и звучание инструмента становится тусклым, пропадает звонкость. Основательная чистка спиртом зачастую не приносит ожидаемого эффекта. Далеко не все компоненты загрязнений устраняются.

Оказывается, лучше протирать струны ватой, смоченной… машинным маслом. Звонкость звука после этого улучшается надолго, что особенно заметно у струн с навивкой. К тому же уменьшается трение (а это немаловажно при игре приемом «вибрато»).

После чистки струны вытирают насухо. Если же они воспринимаются на ощупь слишком скользкими и маслянистыми, то их слегка протирают спиртом.

А.БРАНИЦКИЙ,

г. Минск

Рекомендуем почитать

  • «Рыболов»«Рыболов»
    Тот, кому приходилось бывать на рыбалке, знает, сколько сноровки и терпения нужно иметь рыбаку, чтобы поймать даже самую маленькую рыбешку. «Выловить» же ее у автомата, с описанием...
  • «ЦВЕТЫ ЗАПОЗДАЛЫЕ»«ЦВЕТЫ ЗАПОЗДАЛЫЕ»
    Ситуация, сложившаяся к концу 30-х годов с крейсерскими силами Советского Союза, очень сильно напоминала дела давно минувших дней, когда страна ещё являлась империей и называлась...
Тут можете оценить работу автора: