В августе 2013 года в наших музыкальных магазинах мне, наконец, удалось купить недорогую мандолину с неплохим звучанием. У нее, как у скрипок, имеются прорези-эфы. Для чистоты звучания и простоты настройки я убрал четыре «парные» струны и четыре колка. После этого мандолина превратилась в четырехструнную «домру-виолину». Но так как я когда-то играл в оркестре русских народных инструментов на трехструнной домре-альт (по нотно-цифровой системе), то знал, что обычным медиатором очень трудно добиться красивого и певучего звучания «тремоло». Такое «певучее тремоло» (и чтобы рука не уставала!) подвластно только музыкантам-исполнителям «от Бога». У меня такого таланта не обнаружилось, и я решил осуществить давнюю мечту: смастерить электромеханический медиатор простой конструкции.
В радиомагазинах купил электродвигатель ДПР-25, блок питания на 24 В — 0,5 А и регулятор оборотов двигателя. В качестве редуктора, снижающего обороты двигателя и передающего их на рабочие шестерни, подошел «колок от мандолины». (Это почти готовый червячный редуктор 1:14). Для приводных колес я взял капроновые шестерни от электробритвы «Бердск-9», закрепив их на осях (обломки сверл), запрессованных в стеклотекстолитовую плату. Для уменьшения шума двигатель заключен в жестяный кожух с пористой резиной. Вся конструкция привода («углового» типа) хорошо видна на фото 1. В «черных втулках» рабочих шестерен нарезана резьба М3х0,5 и в них ввернуты четыре длинных рабочих валика диаметром 3 мм из отрихтованной алюминиевой проволоки. Они хорошо видны на фото 2. (Правда, привод здесь уже «прямой» и более компактный).
На других концах валиков — их рабочие элементы: «язычки-медиаторы». Они изготовлены из мягкого полированного алюминия толщиной 0,5 мм и закреплены клеем «Момент» на валиках. (На снимке их пока нет). При включении электродвигателя все валики с медиаторами начинают вращаться одновременно, но струн «медиаторы-язычки» не касаются! И лишь в нужный момент с помощью четырех кнопок-клавишей (они пока в проекте) «нужный» медиатор касается «нужной» струны и извлекает звук.
Конструкция электромедиатора оказалась громоздкой и тяжелой поэтому ее пришлось разместить на жесткой четырехсторонней раме из дюралевых уголков (фото 2). Нижняя (узкая) часть с двигателем и шестернями прочно закреплена на стальной пластине струнодержателя. Два продольных лонжерона выгнуты (для красоты) из дюралевого уголка 12×5 мм. Вверху лонжероны прочно привинчены винтами М3 к поперечному шпангоуту, дюралюминиевому уголку сечением 25×6 мм. На нем планируется разместить механизм включения медиаторов. Ни лонжероны, ни шпангоут, ни электродвигатель нигде не касаются верхней деки инструмента. Только поперечный уголок (шпангоут) на своих концах имеет две высокие бобышки и через прокладки из тонкой кожи притянут к обечайке красным резиновым жгутом диаметром 8 мм от спортивного тренажера «эспандер лыжника» двумя «самозатягивающимися узлами» через отверстия диаметром 8 мм (фото 2, 3).
Отрезки такого жгута хорошо закрепляются в любых деталях из дюралюминия даже с помощью двух 8-мм отверстий, просверленных на межцентровом расстоянии друг от друга — 14 мм. При этом концы разрезанных острыми ножницами кусков резинового шнура-жгута нужно смазать клеем «Момент» и придать им острую или закругленную форму, чтобы они лучше проходили в отверстия (фото 7, 8), а не «лохматились».
К большому сожалению, при первых же включениях выяснилось, что весь механизм «издает жуткий шум» (как перфоратор!). Шум через лонжероны передавался на весь корпус, что усиливает его. Подвеска привода на резиновых жгутах помогла мало. А капроновые шестерни оказались ненадежными: втулки с валиками выскакивали из своих гнезд (капрон не клеит никакой клей). Поэтому от этой конструкции пришлось отказаться, а красивые, но «зловредные» лонжероны пришлось отрезать (по плану — их заменят жгуты).
Вся электрификация «домры-виолины» пока свелась к установке на ней самодельного электромагнитного звукоснимателя, описание которого и предлагаю читателям.
Для образца взял старый звукосниматель от гитары-бас «Урал». Из всех гитарных звукоснимателей он имеет наименьшую толщину — 12 мм. Со снятой крышкой его толщина -10,5 мм и он помещается под струнами «Виолины» (мандолины), но при игре струны задевают за магнит и звук глушится (фото 3). Устройство звукоснимателя несложное и его можно повторить. Он состоит из сильного «ромбовидного» постоянного магнита толщиной 9 мм, который приклеен к П-образному железному «корпусу-магнитопроводу». На магнит «надета» катушка с большим числом витков тонкого провода. Начало катушки припаяно к корпусу (заземлено).
Самым тонким (толщиной 8 мм) оказался кольцевой магнит от старого громкоговорителя. Его я «надрезал» алмазным надфилем и расколол на две половинки. Также я купил и катушку от «какого-то реле» с проводом диаметром 0,1 мм. На простейшем «намоточном станке» (фото 4) намотал «в навал» 2100 витков «рулонной катушки» из провода диаметром 0,1 мм — «ПЭВ». А неплохой П-образный корпус-магнитопровод» спаял из двух слоев луженой жести, просверлил в нем два крепежных отверстия, приклеил «Моментом» магнит и припаял к корпусу начало катушки (заземлил). Сигнальный «выход» катушки припаян к стандартному гнезду «моно» диаметром 6,3 мм (фото 5, 6), которое с помощью дюралевого уголка закреплено на правом «лонжероне» и закрыто экраном из жести (фото 7, 8). Рабочая (центральная) зона звукоснимателя закрыта тонкой самоклеящейся пленкой, остальная — красным пластиком толщиной 0,5 мм. К корпусу припаян декоративный сегмент (фото 6, 7).
Разборный каркас для намотки катушки звукоснимателя состоит из двух пластмассовых «щечек» толщиной 1,2 мм и центральной бобышки диаметром 46 мм из фанеры толщиной 4 мм. В щечках сделаны шесть прорезей для ниток, которыми перевязывается вся бухта провода, чтобы она не рассыпалась. После разборки каркаса и снятия готовой катушки последнюю нужно плотно «перебинтовать» для прочности медицинским лейкопластырем и придать ей нужную форму (фото 5, 6). Перед началом намотки нужно припаять кусок гибкого изолированного провода к началу катушки и приклеить его к полоске ватмана шириной 4 мм, которая затем укладывается в каркас на нитки.
Г. КОНЮХОВ,
г. Омск