«Морской бой»… Кому не известна эта незамысловатая и в то же время захватывающая игра! Отшлифованная многими поколениями школьников, она достигла совершенства и имеет всего лишь один минус — «залпы» боя легко обнаруживаются на уроке, поскольку противники то и дело шёпотом обмениваются информацией: «Д4!» — «Мимо!», «Е5!» — «Попал!»… Если учитель услышит — в проигрыше оказываются оба противника.
Разумеется, это всего лишь шутка. Однако нельзя ли усовершенствовать эту старую игру так, чтобы она оказалась неслышимой для посторонних?
Для начала вспомним её основные правила. Перед каждым из противников лежит лист бумаги, на котором нарисованы два игровых поля, расчерченных на квадратики с буквенными обозначениями каждого их ряда сверху и цифрового — сбоку. У каждого из играющих их два: на одном втайне расставляют свои корабли, на другом обозначают «выстрелы» по противнику.
Условные обозначения при этом следующие: четыре заштрихованных вертикально или горизонтально клетки — это «линкор», три — «крейсер», две — «подводная лодка» и одна — «торпедный катер». Правилами игры допускается иметь в каждой флотилии один «линкор», два «крейсера», три «подводные лодки» и четыре «торпедных катера». Процесс игры заключается в «обстреле» поля противника по координатной системе: играющие поочерёдно называют букву (горизонталь) и цифру (вертикаль) поля противника, а партнёр сообщает: «Мимо!», «Попал!» или же «Потопил!» (если «прострелена» последняя клеточка корабля). Причём при попадании стрелявший получает право на ещё один выстрел.