И вот, став, наконец, обладателем высококачественного усилителя (см. «М-К» № 7, 8 за 1975 год), вы с радостью решаете: «Дело теперь за малым: не хватает только звуковых колонок». Не откладывая в долгий ящик, вы отправляетесь в ближайший радиомагазин и, обнаружив там большое разнообразие звуковоспроизводящей продукции, невольно оказываетесь в затруднительном положении. А что же, собственно, выбрать?
Лучший советчик для специалиста — технические характеристики прибора. А любителю порой они мало что говорят. И все же попробуем разобраться, какими должны быть высококачественные звуковые колонки.
Начнем по порядку. Выясним, какую минимальную полосу частот они воспроизводят. Специалисты утверждают: от 30—45 до 15 000—18 000 Гц. И чем шире этот диапазон, тем с большим основанием колонки можно отнести к классу высококачественных. Но этого мало. Важно знать и какова неравномерность частотной характеристики в диапазоне частот. Согласитесь, неприятно, если какой-нибудь инструмент оркестра неправдоподобно громко звучит. Он заглушает другие инструменты, нарушая эстетическое восприятие звуковой картины в целом. Или, наоборот, вы не слышите звуков, характерных для определенных инструментов, например скрипок, придающих легкость и задушевность исполняемому произведению. Это говорит о неравномерном воспроизведении системой различных частот. Музыканты ограничили допустимую неравномерность величиной ± 4 дБ. Такая величина практически не ощущается даже взыскательными слушателями.
Идеальные колонки воспроизводят частоты от 20 до 20 000 Гц с неравномерностью на краях диапазона ± 6 дБ. Колонки с такими характеристиками стоят дорого, а разница в качестве звучания между ними и колонками с полосой 40—18 000 Гц ± 4 дБ практически малоощутима. К тому же последние обычно в 3—4 раза дешевле первых.
Еще одна важная характеристика колонки — коэффициент нелинейных искажений по звуковому давлению. Ясно, что в оценке этой характеристики нет двух мнений: чем меньше искажения, тем лучше. Но каков допустимый предел? Не выше 3% во всем диапазоне воспроизводимых частот.
Рис. 1. Конструкция колонки:
1 — задняя стенка с отверстиями, 2 — корпус, 3 — передняя панель.
Сколько разгорается споров, когда заходит речь об электрической мощности колонок! Как часто среди любителей стереофонии можно услышать нотки пренебрежения по отношению к колонкам малой мощности. А сколько достоинства в голосе обладателей сорока-, пятидесяти- или шестидесятиваттных колонок!
Есть ли у последних основание для этого? И да и нет. Ведь о возможностях колонок судят практически по величине развиваемого ими звукового давления, или, как говорят, громкости звучания. Последняя, естественно, зависит от подводимой к колонке электрической мощности. Но есть и еще один показатель, без которого заранее нельзя определить, какая колонка звучит громче. Имеется в виду коэффициент полезного действия громкоговорителей, или, как принято сейчас говорить, головок. Десятиваттная колонка, укомплектованная головками с КПД, равным 15%, естественно, будет звучать громче, чем двадцативаттная колонка с головками, КПД которых равен 5%.
И все же предпочтение надо отдать колонкам больших мощностей. Они надежнее, вносят меньше искажений и, что очень важно, обладают большим динамическим диапазоном: звучат естественнее.
А что же ответить тем, кто спрашивает: «Какие колонки лучше: четырехомные или восьмиомные?» Если бы такой вопрос задали в пятидесятых годах, он вызвал бы недоумение. В ламповых УНЧ мощность, отдаваемая в нагрузку, не зависит от сопротивления колонок (конечно, если у выходного трансформатора предусмотрены отводы для подключения нагрузки различной величины).
Другое дело транзисторные усилители НЧ. У них выходная мощность зависит от величины нагрузки: чем меньше ее сопротивление, тем выше отдаваемая в нагрузку мощность. Следовательно, при прочих равных условиях низкоомные колонки будут развивать большее звуковое давление, чем высокоомные.
Исчерпываются ли параметры колонок перечисленными? Нет. Но другие имеют второстепенное значение. Например, отношение электрической мощности к объему или весу колонки, характеристики направленности и т. д.
Многих волнует, какие колонки лучше: акустические или компрессионные? Объективно различия в качестве звучания между колонками обоих типов нет. Все зависит от условий, в которых находится слушатель. Акустическое оформление компрессионных колонок почти не влияет на их частотную характеристику. Головки компрессионных колонок имеют большой ход диффузора, особо эластичную подвеску, низкую резонансную частоту, большие электрические мощности и невысокий КПД.
Рис. 2. Схема соединений громкоговорителей.
Наряду с такими достоинствами, как простота акустического оформления (глухой пятистенный ящик, заполненный звукопоглотителем), малые вес и размеры, компрессионные системы обладают и явным недостатком: необходимое звуковое давление обеспечивается большой электрической мощностью. Акустические колонки имеют большие размеры. Да и конструкция их сложнее компрессионных. Зато требование к головкам таких колонок умереннее: недостатки громкоговорителей можно скомпенсировать соответствующим акустическим оформлением. Акустическая колонка, как и любой музыкальный инструмент, нуждается в тщательной настройке и имеет свое, только ей присущее звучание. Колонки эти звучат естественно даже на минимальных уровнях громкости, а звучание компрессионных приобретает естественность только на уровнях, близких к предельным. Последнее не всегда приятно и возможно.
Несколько слов о размещении колонок. Некоторые владельцы стереофонической аппаратуры устанавливают колонки случайным образом: одну, например, на шкафу, а другую — в противоположном углу комнаты, на полу. Какими бы высокими качествами ни обладали они, воспроизводимая звуковая картина в этом случае будет искажена до неузнаваемости.
Иногда из-за недостатка места колонки ставят почти рядом. Естественно, о стереоэффекте говорить в этом случае не приходится.
Для правильной звукопередачи колонки располагают на одном уровне с головой слушателя и на одинаковом от него удалении. Расстояние между колонками — база — должно быть не менее двух метров.
В этом отношении преимущество на стороне компрессионных колонок: они меньше по размерам и их легче разместить в комнате.
Предлагаем теперь вниманию читателей конструкцию относительно несложных акустических колонок. Их легко разместить в комнате средних размеров.
Каждая колонка содержит пять головок: две низкочастотные типа 6ГД-2 (частоты резонанса — 30 и 40 Гц), одну среднечастотную — 5ГД-1-РРЗ и две высокочастотные — 1ГД-3-РРЗ.
Конструкция колонки — на рисунке 1. Среднечастотная головка закрыта металлическим колпаком. Задняя стенка представляет собой панель акустического сопротивления (ПАС), состоящую из двух листов фанеры толщиной 8—10 мм. В них соосно просверлены 50 отверстий Ø 30 мм. Между листами проложен холст. Его следует тщательно натянуть на одном из листов, закрепить и слегка смочить водой. Затем оба листа с помощью шурупов скрепляют вместе.
Применение ПАС позволяет хорошо задемпфировать низкочастотные головки, незначительно снизив их отдачу на низших частотах.
Соединения корпусов выполнены «в шип» и тщательно проклеены; боковые и верхняя стенки отфанерованы ценными породами дерева, покрыты нитролаком и отполированы.
Передние панели колонок изготовлены из древесностружечных плит толщиной 25 мм. Прежде чем обтянуть их декоративной тканью, по периметру делают 10 отверстий, в которые «впотай» вставляют 10 болтов М6. С их помощью панели крепят к передним рамам корпусов: Головки болтов заливают эпоксидной смолой. К основаниям колонок привернуты по четыре ножки высотой 150 мм. Электрическая схема соединений громкоговорителей — на рисунке 2.
ПАРАМЕТРЫ КОЛОНОК:
Полоса воспроизводимых частот (при неравномерности±4 дБ), Гц…..40—18000
Электрическая мощность, Вт………………………………………………………….20
Сопротивление постоянному току, Ом…………………………………………….3
Вес, кг…………………………………………………………………………………………..15
Размеры, мм…………………………………………………………………………………809Х370Х270
Ю. КРАСОВ, инженер