УКРАШЕНИЕ ПАРУСОВ

УКРАШЕНИЕ ПАРУСОВ

Обычай окрашивать паруса зародился еще в древние времена. Например, египетские суда несли пурпурные паруса, а прогулочные яхты — разноцветные или вышитые. В эллинскую эпоху раскраска полотнищ облегчала командиру руководство соединением, а кораблю — определение места в строю (каждое соединение имело свой цвет парусов). Флагманские суда римлян несли пурпурные паруса. На торговых чаще всего поднимались многоцветные, украшенные кроме того символами, имеющими связь с названием корабля или портом приписки. Паруса кораблей викингов были сшиты из отдельных полос (чаще красного, голубого, белого и зеленого цветов).

Паруса кораблей правителей, более нарядные, ткали из шелка и прошивали золотом. Они нередко несли изображения Сказочных существ-драконов, а также фрагментов битв и различных исторических событий.

В эпоху средневековья паруса продолжали украшать. Только на них появились новые элементы: гербы городов, рыцарские гербы, кресты, иногда — изображения святых. Черные паруса были признаком траура или служили целям маскировки при ночных плаваниях. В XVI—XVII веках украшали нижние паруса и марсели. Помимо изображений святых и рыцарских гербов, появились и иные рисунки. Со второй половины XVIII века украшения на парусах полностью исчезают, и к расцвету этого искусства можно отнести эпоху барокко. Дорогие и пышные украшения были своеобразным выражением амбиций и спеси королей, их министров и адмиралов, видевших во внешней роскоши своих кораблей признак могущества флота.

Если на корабле-прототипе паруса были украшены, то эти рисунки должны быть воспроизведены и на модели-копии. Вышивание не дает нужного эффекта из-за резко выраженной разномасштабности. А для нанесения рисунка требуется опыт и знание специфичных приемов.

Перед началом работы ткань пропитывают очень жидким нитролаком, чтобы краска\при нанесении не расплывалась. Полезно предварительно еще и подкрахмалить материал. А чтобы добиться эластичности «парусины», придется выполнить пробы на отдельных кусочках ткани, подбирая консистенцию лака. После просушки проверяется и то, как ложится краска (она не должна расплываться).

Для нанесения рисунка можно использовать темперу, но разводить ее следует очень малым количеством воды. Неплохо зарекомендовали себя и качественные («мелкотертые») укрывистые нитрокраски. Рисунок выполняется по карандашной разметке на парусе, с помощью кисти с тонким волосом. В местах стыка разных красок цвет должен быть чистым, без смешения.

А. ТЕРЕНТЬЕВ, А. МАСЛЕННИКОВ, г. Феодосия

Рекомендуем почитать

  • УДЛИНИТЕЛЬ ИЗ… ПУГОВИЦЫУДЛИНИТЕЛЬ ИЗ… ПУГОВИЦЫ
    Стоит только позволить себе некоторые излишества в еде — и вот уже одежда на вас не сходится — хоть покупай новую, размером побольше. Однако есть выход на время, пока вы...
  • ЛОВУШКА ДЛЯ ТЕПЛАЛОВУШКА ДЛЯ ТЕПЛА
    Простое приспособление — своеобразный «радиатор наоборот» — позволит отбирать уходящее с водой тепло под душем для предварительного подогрева поступающей в колонку воды. Эта решетка...
Тут можете оценить работу автора: