Ежедневно мы пользуемся огромным количеством вещей и уже практически перестали их замечать. Но оказывается в производстве незначительных на первый взгляд вещей кроется масса интересного и познавательного. Развлекательная программа «Конвейер МК» раскроет секреты изготовления самых простых на первый взгляд вещей. Сегодня в программе: СТЕКЛЯННЫЕ БУТЫЛКИ .
Ежегодно на нашей планете производятся многие миллионы стеклянных бутылок. Кажется, что если бы не существовало практики их вторичной переработки, то за многие века существования стеклотары поверхность Земли на много метров была бы укрыта слоем сверкающих бутылочных осколков. Правда, этого так и не произошло, причем пункты приемки стеклотары тут ни при чем.
Дело гораздо проще: стеклянные бутылки как массовая тара появились на свет менее пяти сотен лет тому назад. До этого приемы расфасовки напитков и подачи их на стол были совсем иными.
Первыми самостоятельно произвести бутылку из глины попытались земледельцы в эпоху позднего каменного века — примерно шесть тысячелетий тому назад. При раскопках на территории Молдовы археологи нередко находят керамические сосуды, имеющие форму приплюснутой сферы, из центра которой отходит довольно высокое горлышко. Данные сосуды, имитировавшие форму дыни-горлянки, использовались древними землепашцами весьма прозаично: по сторонам горлышка «бутыль» имела два ушка, за которые она подвешивалась при помощи веревок и в нужный момент наклонялась для питья или омовения рук. Замысловатый орнамент, украшающий эти древние «бутыли», был призван охранять воду от воздействия зловредных духов. Индейцы далекой Америки многие века делали из глины подобные бутыли, снабжая их смешными или устрашающими изображениями человеческих личин.
В то время как на просторах Восточной Европы наши предки делали первые шаги в освоении обработки меди и бронзы, жители долины Нила наладили из подручных средств процесс изготовления стекла. Этот казавшийся волшебным материал имел разную степень прозрачности и окрашивался древними стеклоделами в разные цвета. Продукция из стекла долгое время была по карману лишь весьма обеспеченным покупателям. Большой ценой отличались миниатюрные сосуды для благовоний, в значительной степени повторявшие форму тыквы-горлянки. С течением времени эти сосуды приобретали все более вытянутую форму, при этом сохраняя определенные пропорции: длина горлышка не превышала трети общей длины сосуда. Вот так и родились первые прототипы современных бутылок. Правда, из их горлышек не струился поток бодрящих напитков, а по капле цедился на ладони древних красавиц бесценный нектар экзотических благовоний. Кстати, очертания и объем этих древних сосудов, вмещавших от 20 до 50 г ароматной жидкости, не отличаются от соответствующих параметров современных парфюмерных флаконов. Модницы Древнего Рима также держали на своих туалетных столиках такие сосудики, именовавшиеся «бомбилии» и «арибаллы». Мы не знаем, каким образом древние покупатели различали благовония, находившиеся в этих изящных вместилищах. Не исключено, что каждому сорту парфюма соответствовал цвет стекла сосудика или его форма. В античную эпоху стеклянным сосудам не было суждено стать тарой для хранения напитков. Вино перевозилось в объемистых глиняных амфорах (имевших, кстати, бутылкообразную форму, но с ручками и острым дном), вино из которых разливалось в широкогорлые сосуды — «кратеры», где оно, по эллинскому обычаю, смешивалось с родниковой водой. Уже потом кравчий черпаком такую слабоалкогольную смесь разливал по сосудам сотрапезников.
Вплоть до начала средневековья ситуация со стеклотарой оставалась без изменений. Уже с первых веков нашей эры флаконы для духов и притираний серийно изготавливаются в деревянных и глиняных формах прямоугольных очертаний. Тем самым им гарантировалась сохранность при транспортировке. К тому времени развивается идея походного сосуда: взяв за основу очертания древней бутылкообразной тыквы, кочевники изобретают круглобокий плоский сосуд с горлышком, делавшийся как из глины, так и из дерева. У наших предков он был известен под именем «баклага» и особой популярностью пользовался у запорожских казаков, благо до греческого вина им было, что называется, через Черное море рукой подать. Такие плоские сосуды, удобные в походе, — предшественники современных солдатских фляг.
Самые первые бутылки в современном понимании были некрасивыми — толстостенными, кривобокими, из мутного грязного стекла с пузырями. Однако они уже могли похвастаться небольшими размерами, определенным удобством, а посему довольно быстро завоевали популярность. Но все-таки прошло еще немало времени, прежде чем бутылки приобрели современную стройность и благородную осанку. Из первых стеклянных бутылок наиболее высоко ценились и дорого стоили изделия венецианских мастеров — затейливой формы, с богатой позолотой и накладными, выполненными также из стекольной массы, деталями.
Сердцем этого стекольного промысла был остров Мурано — именно на него из-за угрозы пожаров в 1292 году было переведено все стекольное производство Венецианской республики. Наивысшего расцвета промысел достиг к XV веку и был вызван появлением новой стеклодувной технологии и новых методов обработки стекла. Тогда же мастера острова Мурано научились изготавливать не только цветное, но и белое (оно же «молочное») стекло, которое в Европе сразу же вошло в моду…
В те времена, когда в Венеции развилось стекольное дело и венецианские изделия стали известны за пределами Апеннинского полуострова, тамошние умельцы, равно как и стеклодувы городов Фаэнца и Урбино, приложили немало усилий и мастерства при производстве бутылок. Изготовленные этими мастерами бутылки (отливаемые в специальных металлических формах) стали настоящими произведениями искусства — причудливого облика, высокие и изящные, плоские или почти шарообразные. Украшались они выпуклыми рельефными рисунками с изображением цветов, плодов и даже различных сценок из мифологии.
Именно в таких бутылках в богатых домах на стол подавали вина, другие напитки и приправы. Более простые бутылки служили для хранения жидких продуктов, но и они считались в те времена достаточно дорогостоящими. Бутылки закупоривали пробками, которые обычно собирают в копилку для пробок , а поверх чаще всего заливали воском, на котором владелец или изготовитель продукции ставил свою печать — сургуч для этих целей стали применять значительно позже.
Начиная с XVII-XVIII веков в стеклянных бутылках современного образца стали хранить медикаменты и парфюмерные изделия. Именно тот же XVIII в. ознаменовался невероятным подъемом винной торговли, чем, в частности, славилась эпоха Просвещения. Производители были вынуждены решать проблему эксклюзивного обозначения марок своей продукции на бутылках. Основная проблема заключалась в том, что внешний вид продукции неизменно должен был привлекать своим изяществом прихотливый взор привередливого покупателя.
Сургуч, которым покрывалась пробка бутылки до этого времени, — материал недолговечный: печати было легко подделать. Приблизительно к концу XVIII в. вошел в моду обычай метить печатями не сургуч, а собственно винную бутылку непосредственно перед пуском ее в продажу. Плюс ко всему качество продукта дополнительно подтверждалось акцизными свинцовыми печатями, которыми таможенные чиновники снабжали отправлявшиеся в дальнюю дорогу винные ящики.