По окончании Первой мировой войны французская армия имела самый многочисленный танковый парк в мире. Однако затем танкостроение в этой стране вступило в стадию «летаргического сна» — за 17 послевоенных лет было выпущено всего около 280 новых танков.
Столь легкомысленное пренебрежение танками вполне объяснимо. Французские генералы мыслили исключительно понятиями времен Первой мировой войны, тем более что они с гордостью носили звание победителей. Любое предложение оснастить армию новейшей техникой отвергалось. Даже простая моторизация войск объявлялась вредной. Танки же считались пригодными только для поддержки пехоты и были распылены по разным частям. «Инструкция тактического использования танков», увидевшая свет в 1929 году, предписывала использовать их лишь малыми группами. Такой подход позволял долгое время использовать танки, изготовленные в годы Первой мировой войны, тем более что основу танкового парка составляли суперсовременные с точки зрения компоновки легкие танки FT17.
Толчком к активизации работ по созданию новых образцов бронетанковой техники во Франции стал приход к власти в Германии нацистов и провозглашенный ими курс на милитаризацию страны. Жизнь заставила французских военных заняться моторизацией армии. Крупнейшие французские фирмы, в свою очередь, занялись созданием новых образцов бронетанковой техники. Особенностью этого процесса во Франции являлось наличие двух родов войск сухопутных сил: пехоты и кавалерии. Они могли самостоятельно заказывать промышленности боевую технику для собственных нужд и создавать организационно-штатную структуру тех или иных соединений. Таким образом, количество образцов вооружения, создаваемых различными фирмами, нередко удваивалось, что приводило к излишней разнотипности танкового парка.
7 сентября 1936 года французское правительство, осознав наконец, надвигающуюся угрозу войны со странами «оси», утвердило четырехлетний план строительства вооруженных сил. В соответствии с этим планом необходимо было изготовить 3500 новых танков для укомплектования 50 танковых батальонов, предназначавшихся для поддержки пехотных соединений. Кроме того, предусматривалось и формирование двух танковых дивизий.
Как это не покажется странным, но инициатором появления во французской армии нового танка фирмы Renault выступила фирма Hotchkiss. Дело в том, что новый танк создавался по ее инициативе — редкий случай во французском танкостроении. Обычно французские фирмы дожидались момента, когда армия «созреет» и разработает тактикотехнические требования к новому образцу вооружения. Однако в случае с легким танком поддержки пехоты все произошло не так. Директором фирмы Hotchkiss был англичанин, он-то и решил внести свежую струю во французское танкостроение, предложив военным принять на вооружение боевую машину фирмы Hotchkiss. В итоге, в 1933 году, Консультационный совет по вооружению выдвинул ТТТ к новому танку, разработанные совместно со специалистами фирмы Hotchkiss, — масса 6 т, экипаж 2 чел., вооружение 2 пулемета или малокалиберная пушка, броня 30 мм, скорость 8-10 км/ч. Все это сильно напоминало FT17, за исключением, разве что, толщины брони. Французские военные продолжали дышать воздухом Первой мировой войны и мыслить ее категориями. Танк рассматривался исключительно как «придаток» пехоты.
Был объявлен конкурс, в котором приняли участие 14 фирм. При этом Hotchkiss имела явные преимущества. Так, например, эта фирма получила заказ на изготовление трех прототипов 30 июня 1933 года, в то время как остальные фирмы только 2 августа впервые увидели техтребования к танку. Впрочем, «недолго музыка играла»! Из 14 фирм при деле остались только четыре, а в 1935 году Hotchkiss и вовсе подвинули: по результатам сравнительных испытаний в августе-сентябре 1935 года победителем был объявлен танк фирмы Renault. Насколько честно победили «реношники», сказать трудно, но достоверно известно, что заказ на первые 300 машин char leger modele 1935 R был выдан фирме Renault еще 29 апреля 1935 года. И это при том, что танк имел плохую проходимость на местности, был тесным, весил больше 10 т, не устраивал военных с точки зрения вооружения и т.д. Тем не менее, заказ был выдан, и первый серийный танк R35 покинул заводской цех 4 июня 1936 года.
Танк R35 имел классическую компоновку с передним расположением трансмиссии.
Моторное отделение занимало всю кормовую часть корпуса. Двигатель размещался справа, бензобаки, радиатор и вентилятор — слева. Боевое отделение занимало всю среднюю часть корпуса. В верхней части боевого отделения была установлена башня. Отделение управления находилось в передней части корпуса. В нем располагались все органы управления машиной, контрольно-измерительные приборы, а также дифференциал, полуоси, тормоза и сиденье механика-водителя.
Корпус танка состоял из литых деталей и катаных бронеплит и собирался на каркасе из уголков с помощью болтов. Башня APX-R — литая, с вращающейся, но не откидывающейся командирской башенкой-куполом. Для посадки в танк служил люк в задней стенке башни. В передней части башни была установлена 37-мм пушка Puteaux SA18 с длиной ствола в 21 калибр и 7,5-мм пулемет Chatellerault mod.1931. Противооткатные устройства пушки и пулемет защищались общей броневой маской. Наведение на цель пушки и пулемета осуществлялось с помощью телескопического прицела, установленного слева от пушки. Механизмом наведения служил плечевой упор.
В корпусе башни были смонтированы три бинокулярных прибора наблюдения, четвертый прибор был установлен в крышке кормового башенного люка.
Боекомплект состоял из 116 выстрелов и 2400 патронов (16 магазинов). Все выстрелы размещались в специальных укладках в одном ящике, закрепленном у борта с левой стороны боевого отделения.
Главным недостатком R35 была слабость вооружения. Новые танки вооружались пушками, демонтированными со старых танков FT17! Мотивировалось это наличием большого количества боеприпасов и дороговизной разработки нового орудия. Ни к чему хорошему такая экономия, конечно же, не привела. Бронебойный снаряд, выпущенный из пушки SA18, на дистанции 1000 м пробивал по нормали только 15-мм броню!
Осенью 1939 года началось производство новой 37-мм пушки обр.1938 г. -SA38. Ее ствол имел длину 34 калибра. Бронебойный снаряд этой пушки на дистанции 1000 м был способен пробить 30-мм броню.
Кстати сказать, немецкие испытания этих орудий дали куда более скромные результаты, поскольку немецкая методика испытаний была жестче французской. Согласно немецким данным, SA18 пробивала 19-мм лист катаной брони с дистанции 500 м, a SA38 на такой же дистанции пробивала 23 мм. Таким образом, все танки Вермахта, кроме Pz.l, оказывались не «по зубам» R35. Для установки пушки SA38 башню пришлось модернизировать, и она получила индекс АРХ R1, а танк с этой башней — R39. Впрочем, танков этой модификации выпустили совсем немного — всего 64 машины (по другим данным — 273, что представляется маловероятным), так как в основном пушки SA38 поступали на вооружение легких танков Hotchkiss.
Помимо попыток усиления вооружения, предпринимались и шаги в направлении модернизации ходовой части. Спустя два года после принятия R35 на вооружение, специалистами фирм Renault и АМХ были разработаны несколько вариантов обновленного шасси. Инженеры фирмы Renault пошли по пути простой модернизации, а вот фирма АМХ предложила полностью новую ходовую часть, разработанную для своего танка АМХ38. В нее входили 12 опорных и четыре поддерживающих катка на борт, а также ведущее колесо заднего расположения. Элементы ходовой части защищались фальшбортом. Форма корпуса танка почти не изменилась, в башне АРХ R1 устанавливалась 37-мм пушка SA38. Боевая масса составила 12,5 т.
Прототип нового танка поступил на испытания 16 февраля 1939 года, а вскоре он был принят на вооружение под названием R40. Пока не началась война, этот танк рассматривался как очередная модификация R35 и должен был выпускаться параллельно с ним. Однако обстоятельства в скором времени изменились — с февраля 1940 года, начиная с 1501 машины, им планировали заменить на конвейере серийные R35. Однако, пока разворачивалось производство R40, выпуск R35 продолжался, так что улучшенные танки начали производиться только с 1541 экземпляра. Сколько всего было собрано танков с ходовой частью АМХ, сказать трудно. По разным источникам, число выпущенных R40 колеблется от 80 до 130 машин, а число изготовленных корпусов доходит до 145. Достоверно можно утверждать лишь одно — к 10 мая 1940 года ни одного танка R40 в войсковой эксплуатации не находилось.
Французская армия использовала танки R35, R39 и R40 на всех театрах военных действий. На май 1940 года в Европе имелось 945 машин, из них 810 в отдельных танковых батальонах, приданных полевым армиям, и 135 в 4-й танковой дивизии резерва (DCR).
В Северной Африке находилось несколько колониальных частей, оснащенных танками R35. В Сирии дислоцировался 68-й танковый батальон, в Алжире и Тунисе 62-й и 63-й батальоны.
С падением французского правительства все колониальные части перешли под власть правительства Виши, по приказу которого они вели боевые действия с англичанами, американцами и «свободными» французами, обороняя от вторжения бывших союзников заморские владения в Сирии и Марокко.
После окончания боевых действий в 1940 году все исправные и неисправные танки R35 были отправлены немцами на завод фирмы Renault в Париже, где подлежали ремонту и восстановлению. Из-за своей малой скорости R35 не должен был использоваться в качестве боевого танка, и около 100 машин впоследствии применялось немцами для несения охранной службы. 25 из них приняли участие в боях с югославскими партизанами. Большинство танков оснастили немецкими радиостанциями. Куполообразную командирскую башенку заменили плоским двухстворчатым люком.
Часть R35 немцы передали своим союзникам: 109 — Италии и 40 — Болгарии. В декабре 1940 года берлинская фирма Alkett получила заказ на переделку 200 танков R35 в САУ, вооруженные чешской 47-мм противотанковой пушкой.
В качестве прототипа использовалась аналогичная САУ на шасси немецкого танка Pz.I. В начале февраля 1941 года первая самоходка на базе R35 покинула заводской цех. Пушка была установлена в открытой сверху рубке, размещенной на месте демонтированной башни. Лобовой лист рубки имел толщину 25 мм, а бортовые — 20 мм. Вертикальный угол наведения орудия колебался в пределах от -8° до +12°, горизонтальный составлял 35°. В кормовой нише рубки размещалась немецкая радиостанция. Экипаж состоял из трех человек. Боевая масса — 10,9 т. В опытном порядке одна САУ этого типа в 1941 году была вооружена немецкой 50-мм противотанковой пушкой Pak 38.
Из 200 заказанных машин 174 были изготовлены как САУ, а 26 — как командирские. На последних пушка не устанавливалась, а ее амбразура в лобовом листе рубки отсутствовала. Вместо нее монтировался пулемет MG34 в шаровой установке Kugelblende 30.
Остальные танки R35, после демонтажа башен, служили в Вермахте в качестве артиллерийских тягачей для 150-мм гаубиц и 210-мм мортир. Башни же были установлены на Атлантическом валу в качестве неподвижных огневых точек.
Помимо французской армии, R35 состояли на вооружении в Польше (53), Югославии (50), Румынии (41) и Турции (100). После 1940 года танками продолжали торговать немецкие власти: 109 машин достались Италии, а 40 — Болгарии.
Контракт на поставку 100 танков R35 Польше заключили в апреле 1939 года. В июле первые 49 машин прибыли в Польшу. Из них сформировали 21-й батальон легких танков, дислоцировавшийся на румынской границе. Несколько боевых машин батальона принимали участие в боях как с немецкими, так и с советскими войсками. Два-три R35 были захвачены частями Красной Армии. Большинство же R35, избегая сдачи в плен, в конце сентября перешли границу, были интернированы в Румынии, а затем вошли в состав румынской армии.
В начале 1940 года Югославия закупила во Франции 50 танков R35, которые являлись наиболее современными танками югославской армии на момент нападения Германии — 6 апреля 1941 года. Впрочем, в силу своей малочисленности, югославские танковые войска никакого влияния на ход боевых действий не оказали. После капитуляции страны часть R35 была взорвана экипажами.
В 1939 году румыны закупили во Франции 41 танк R35. Из них сформировали 2-й танковый полк. В сентябре 1939 года к ним добавились 34 польских R35, интернированных в Румынии. В 1943-1944 годах 30 танков R35 перевооружили советскими 45-мм танковыми пушками, и они получили наименование R35/45.
Что касается итальянских R35, то летом 1943 года в составе 131-го полка они приняли участие в боях с американскими войсками на о. Сицилия. Участие, впрочем, недолгое.
Последний раз в ходе Второй мировой войны 435 повоевали в ходе освобождения Франции от германских захватчиков в 1944 году. Они входили в состав 5-го драгунского полка французской армии.
Последние факты боевого применения танков 435 относятся к периоду арабо-израильской войны 1948 года (Война за независимость). Танки этого типа находились на вооружении сирийских войск, которым они достались от французов. Пять машин принимали участие в штурме кибуца Дгания-Алеф. В ходе боя четыре танка были подбиты. Еще восемь 435 использовались в атаке на кибуц Дгания-Бет. При этом две машины были захвачены защитниками кибуца и в дальнейшем использовались уже израильской стороной.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА R35
БОЕВАЯ МАССА, т: 10,6
ЭКИПАЖ, чел.: 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 4200, ширина — 1850, высота — 2376, клиренс — 320
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса — 43, борт — 40, крыша — 25, днище — 10, башня — 44
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Puteaux SA18 L/21 калибра 37 мм и 1 пулемет Chatellerault мод. 1931 г. калибра 7,5 мм
БОЕКОМПЛЕКТ: 116 выстрелов, 2400 патронов
ДВИГАТЕЛЬ: Renault, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 82 л.с. при 2200 об/мин., рабочий объем 5880 см3
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, четырехскоростная коробка передач, двойной дифференциал, бортовые передачи; ленточные тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, три поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); подвеска маятниковая, с горизонтальными резиновыми рессорами; каждая гусеница состоит из 126 траков шириной 260 мм, шаг трака 65 мм
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 23
ЗАПАС ХОДА, км: 140
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 20; высота стенки, м — 0,5; ширина рва, м — 1,6 (2 — с «хвостом»); глубина брода, м — 0,6 СРЕДСТВА СВЯЗИ: отсутствуют.
Михаил БАРЯТИНСКИЙ