Уже более десяти лет я занимаюсь любительской фотографией. Освоил за это время и технологию обработки цветных фотоматериалов. Но при изготовлении цветных позитивов аддитивным методом столкнулся с большими неудобствами при использовании обычного реле времени. Фотолюбители знают, что при таком способе печати каждый слой фотобумаги подвергается индивидуальной засветке поочередно через синий, зеленый и красный светофильтры. При этом время каждой экспозиции — разное. Поэтому приходится трижды перенастраивать реле. А так как конкретные значения выдержек подбираются «методом проб и ошибок» в начале печати и остаются затем неизменными для работы с негативами, полученными в одинаковых условиях, то от точности установки положения регулятора и стабильности реле в целом зависит конечный результат. Указанные технические особенности усугубляются чисто психологическим фактором: работать с цветной бумагой приходится практически в полной темноте (лабораторный фонарь с защитным фильтром № 166 служит лишь для ориентации в помещении), поэтому манипулировать регулятором довольно сложно.
Резко уменьшить брак и одновременно облегчить труд фотолюбителя, как оказалось, очень просто. Все заключается в доработке обычного реле времени и незначительном изменении его принципиальной схемы.
За основу я взял выпускаемое промышленностью реле «Импульс-2», но это вполне может быть и любая другая модель, у которой время выдержки задается резистором переменного сопротивления.
Как видно на рисунке, в конструкцию добавлено два дополнительных переменных резистора R4 и R5, поставленных параллельно к резистору R6. Для включения одного из них в схему, а соответственно и выбора одного из трех значений выдержки (по количеству аддитивных фильтров) служит галетный переключатель S1. Переключатель поддиапазонов и розетка подключения лабораторного фонаря из схемы удаляются, так как они практически не используются.
Все элементы реле времени размещены в стойке фотоувеличителя «Ленинград-4». Это позволило сэкономить место на столе. Плата с деталями монтируется в стойке на электроизоляционных втулках с помощью винтов с потайными головками. Розетка питания лампы увеличителя и переключатель «увеличитель-реле» закреплены в верхней части. Сзади стойка закрывается съемной крышкой из текстолита. Для удобства эксплуатации переключатель каналов и кнопка «Пуск» вынесены на дистанционный пульт.
При печати черно-белых фотографий или цветных субтрактивным методом (с корректирующими фильтрами) используется любой из трех переменных резисторов.
Мне кажется, что такая несложная модернизация увеличителя и реле будет полезна для всех фотолюбителей, пользующихся устройством для цветной печати «Спектрозон».
В. ШИРОКОВ, пос. Смирных, Сахалинская обл.