К началу 70-х годов XX века взгляды на использование надводных сил флота существенно изменились. На Западе лишь :дна страна — США — продолжала делать ставку на ударные авианосные соединения. Европейским же партнерам американцев по блоку НАТО следовать примеру Вашингтона не имело смысла: во-первых, это было им не по карману, во-вторых, их доктрина предполагала, что основным театром военных действий третьей мировой войны станут акватории Средиземного моря и Атлантики. находящиеся под прикрытием береговой авиации.
Отсюда возникала потребность в относительно небольших универсальных боевых кораблях морской зоны, способных решать широкий круг задач. Таким требованиям лучше всех отвечали ракетные фрегаты нового поколения — именно они стали приоритетными в судостроительных программах стран НАТО Это означало, что корабли данного класса переставали быть эскортными и превращались в многоцелевые. Соответственно повышался и их «рейтинг» в военно-морской иерархии: фрегаты фактически приходили на смену эсминцам, бывшим до этого самыми крупными надводными единицами большинства государств Запада и «третьего мира».
На облик фрегатов нового поколения сильно повлиял тот факт, что «начинка» военных кораблей становилась все сложнее, и разрабатывать ее самостоятельно даже небедным странам с развитой промышленной базой было невыгодно. Чем тратить огромные средства на исследовательские и проектные работы, куда целесообразнее выглядело купить уже существующие агрегаты и системы за рубежом — например, в США. И в результате сложилась парадоксальная ситуация: военные корабли, строившиеся в совершенно разных странах — скажем, в ФРГ, Италии или Японии, — стали настолько похожими, что их можно было считать чуть ли не близнецами. Они несли одни и те же системы вооружения, радиоэлектронное оборудование, одинаковую энергетику и имели практически идентичную концепцию боевого применения. Увы, национальные кораблестроительные школы — такие, как французская, итальянская, немецкая — канули в небытие. Реально в последние три-четыре десятилетия их, школ, осталось всего две: западная и советская. Сегодня речь пойдет о первой из них.
В 1970-е годы «холодная война» была в самом разгаре, и требования к новым фрегатам руководство НАТО составляло, разумеется, исходя из мнимой «коммунистической угрозы». Если раньше западные флоты боялись лишь советских подводных лодок, то теперь у них появились новые потенциальные враги — современная реактивная авиация и противокорабельные ракеты (ПКР). Таким образом, возникала необходимость размещения на кораблях оружия, способного бороться с любым противником на море, под водой и в воздухе.
За исключением Англии и Франции, продолжавших разрабатывать собственные артиллерийские и ракетные системы, остальные страны НАТО решили максимально унифицировать свои морские вооружения на основе уже существующих образцов. Артиллерию главного калибра — удачные 127-мм и 76-мм автоматические орудия — поставляла итальянская фирма «ОТО-Мелара». В качестве средства ПВО фрегатов был выбран американский зенитно-ракетный комплекс «Си Спэрроу», специально перепроектированный под меньшие габариты и получивший обозначение «НАТО-Си Спэрроу». Также американскими были и противолодочные торпеды. Из противокорабельных ракет стандартными стали две системы — французская «Экзосет» и американская «Гарпун». (Правда, итальянцы пытались продвигать на рынок собственную ракету «Отомат», созданную совместно с французской частной фирмой «Матра», но европейским партнерам по Североатлантическому блоку она не приглянулась). Заказы на радиоэлектронное оборудование достались преимущественно голландским и американским фирмам. От противолодочных ракетоторпед отказались; к тому времени стало ясно, что палубный вертолет является более эффективным средством борьбы с субмаринами. Кстати, сами вертолеты тоже были стандартизированы: большинство стран приняло на вооружение англо-французский «Линке», а Италия и Греция — АВ-212, выпускавшийся по американской лицензии итальянской фирмой «Аугуста».
Первым фрегатом-универсалом нового поколения стал итальянский «Лупо» («Волк»), вступивший в строй в 1977 году.
Несмотря на небольшие размеры (его полное водоизмещение лишь чуть-чуть перевалило за 2500 т), он получил очень мощное вооружение, включавшее восемь контейнеров с ПКР «Отомат», зенитно-ракетный комплекс «Альбатрос» (итальянскую вариацию на тему «Си Спэрроу»), два трехтрубных торпедных аппарата, вертолет, одну 127-мм артустановку и два спаренных 40-мм автомата В качестве главных двигателей использовались две газовые турбины LM-2500 американской компании «Дженерал электрик» и два дизеля собственной фирмы GMT. Энергетическая установка работала на два гребных винта регулируемого шага. Корпус изготавливался из стали, надстройки — из алюминиевых сплавов.
83. Фрегат «Лупо», Италия, 1977 г.
Построен на верфи «Финкантьери». Водоизмещение стандартное 2200 т, полное 2525 т. Длина наибольшая 113,2 м, ширина 11,3 м, осадка 3,7 м. Мощность дизельгазотурбин-ной установки 60 000 л.с., скорость 35 узлов. Вооружение: 8 ПКР «Отомат», 1×8 ПУ ЗРК «Альбатрос», одна 127-мм артустановка и два спаренных 40-мм автомата «Бреда-Бофорс», два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, один вертолет. Всего в 1977 — 1992 гг. построено 18 единиц, в том числе 6 для Венесуэлы и 4 для Перу (2 из них построены в Перу по итальянской лицензии).
84. Фрегат «Маэстаре», Италия, 1982 г.
Построен на верфи «Финкантьери». Водоизмещение стандартное 2500 т, полное 3200 т. Длина наибольшая 122,7 м, ширина 12,9 м, осадка 4,6 м. Мощность дизельгазотурбинной установки 62 600 л.с., скорость 32 узла. Вооружение: 4 ПКР «Отомат», 1×8 ПУ ЗРК «Альбатрос», одна 127-мм артустановка и два спаренных 40-мм автомата «Бреда-Бофорс», два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, 2 вертолета. Всего в 1982 — 1985 гг. построено 8 единиц.
85. Фрегат «Кортенаэр», Нидерланды, 1978 г.
Построен на верфи КМБ. Водоизмещение стандартное 3050 т, полное 3630 т. Длина наибольшая 130,5 м, ширина 14,6 м, осадка 4,4 м. Мощность газотурбинной установки 70 400 л.с., скорость 30 узлов. Вооружение: 8 ПКР «Гарпун», 1×8 ПУ ЗРК «НАТО-Си Спэрроу», одна 76-мм артустановка и один семиствольный 30-мм автомат «Голкипер», два спаренных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, один вертолет. Всего в 1978 — 1983 гг. построено 12 единиц.
86. Фрегат «Бремен», ФРГ, 1982 г.
Построен на верфи «Бремер Вулкан». Водоизмещение стандартное 3100 т, полное 3800 т. Длина наибольшая 130,5 м, ширина 14,4 м, осадка 4,5 м. Мощность дизельгазотурбинной установки 51 600 л.с., скорость 30 узлов. Вооружение: 8 ПКР «Гарпун», 1×8 ПУ ЗРК «НАТО-Си Спэрроу», 2×24 ПУ ЗРК РАМ, одна 76-мм артустановка и два 20-мм автомата, два спаренных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, два вертолета. Всего в 1982— 1990 гг. построено 8 единиц.
«Лупо» произвел сильное впечатление на специалистов — столь компактных и вместе с тем так сильно вооруженных универсальных кораблей в то время еще не существовало. Однако сразу же выявились и недостатки проекта, связанные как раз с чрезмерной плотностью компоновки. Мореходность фрегата оказалась приемлемой для Средиземного моря, но явно недостаточной для действий в Атлантике. Нехватка места вынудила применить для хранения вертолета раздвижной телескопический ангар, оказавшийся крайне неудобным в эксплуатации. Признали неудачным и размещение 40-мм автоматов — они имели малые углы обстрела и находились слишком низко, что приводило к их заливанию волнами в штормовую погоду. Стало очевидным, что для размещения подобного состава вооружения требуется более крупный корабль.
Впрочем, серия фрегатов типа «Лупо», несмотря на их недостатки, оказалась весьма значительной. Проектом заинтересовались страны «третьего мира», и помимо четырех единиц для итальянского флота шесть были построены для Венесуэлы и еще четыре — для Перу (из последних две сооружались в Южной Америке с итальянской помощью). Экспортные фрегаты отличались от головного «Лупо» наличием жесткого ангара вместо раздвижного, за что пришлось заплатить отказом от механической системы перезарядки ЗРК «Альбатрос» (осталась только ручная). Кроме того, на перуанских кораблях подняли на один ярус и 40-мм автоматы.
Наконец, еще четыре фрегата типа «Лупо» в 1981 году были заказаны Ираком. Они строились без противолодочного вооружения и гидроакустических станций (в то время у потенциальных противников Саддама Хусейна по Персидскому заливу подводных лодок еще не было). Собственно говоря, вообще непонятно, зачем Ираку понадобились эти корабли — скорее всего, лишь для поддержания должного престижа. Возможно, поэтому финансирование постройки велось с перебоями, и до 1990 года они так и не вошли в строй. А затем на Багдад решением ООН наложили эмбарго на поставку оружия, и превратившиеся в долгострой фрегаты оказались вообще не у дел. Попытки найти на них покупателя не увенчались успехом, но в 1992 году их все-таки приобрел итальянский флот. Таким образом, на средиземноморском театре оказалось восемь фрегатов типа «Лупо» вместо запланированных четырех, но по меркам 1990-х годов они уже далеко не полностью отвечали предъявляемым к новым кораблям требованиям.
К тому времени в итальянском флоте уже около десяти лет несли службу более совершенные фрегаты типа «Маэстрале». По сути, они представляли собой перекомпонованный и увеличенный вариант «Лупо». Однако определенные изменения были внесены в технологию постройки. Так, корпус каждого корабля собирался из 14 секций, заранее изготовленных в цехах. Сооружение секций в закрытых помещениях позволяло повысить качество работ и сократить время нахождения корпуса на стапеле. Состав вооружения остался практически тем же; уменьшение числа пусковых установок ПКР «Отомат» компенсировалось наличием двух вертолетов АВ-212, которые теперь находились в более вместительном ангаре.
87. Фрегат «Дескубьерта», Испания, 1978 г.
Построен на верфи «Басан» в Картахене. Водоизмещение стандартное 1233 т, полное 1480 т. Длина наибольшая 88.8 м, ширина 10,4 м, осадка 3,2 м. Мощность дизельной установки 15 000 л.с., скорость 25 узлов. Вооружение: 8 ПКР «Гарпун». 1×8 ПУ ЗРК «НАТО-Си Спэрроу», одна 76-мм артустановка и два 40-мм автомата, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО. Всего в 1978 — 1983 гг. построено 9 единиц, в том числе 2 для Египта и одна для Марокко.
88. Фрегат «Нильс Юэль», Дания, 1980 г.
Построен на верфи в Альборге. Водоизмещение стандартное 1190 т, полное 1320 т. Длина наибольшая 84 м, ширина 10,3 м. осадка 3,1 м. Мощность дизель-газотурбинной установки 29 800 л.с., скорость 28 узлов. Вооружение: 8 ПКР «Гарпун». 1×8 ПУ ЗРК «НАТО-Си Спэрроу», одна 76-мм артустановка, один бомбосбрасыватель. Всею в 1980 1982 гг. построено 3 единицы.
Почти одновременно с итальянцами проект «стандартного» фрегата НАТО разработали и в Нидерландах. В отличие от «Лупо» голландский «Кортенаэр» был также заметно крупнее и по водоизмещению соответствовал эсминцам предыдущего поколения. Это позволило создать корабль с более гармоничными характеристиками и избежать чрезмерного применения пожароопасных алюминиевых сплавов. Корпус «Кортенаэра» лучше разделялся на отсеки (он имел 15 водонепроницаемых переборок вместо 13 на «Лупо»); никаких нареканий не вызывала и мореходность. Весьма оригинальной была энергетика — чисто газотурбинная с двумя парами маршевых и форсажных турбин английского производства. Состав вооружения — близкий к установленному на «итальянцах», но вместо ПКР «Отомат» применялись американские ракеты «Гарпун», вместо «Альбатроса» — «НАТО-Си Спэрроу», а главный калибр был ограничен 76-мм арт-установкой. В ангаре располагался один вертолет «Линке». Характерная деталь: боевая информационно-управляющая система SEWACO «Кортенаэра» по специальному каналу связи была сопряжена с аналогичными системами кораблей других стран НАТО, что обеспечивало необходимую координацию действий в рамках межнациональных сил.
Всего голландцы заложили 12 фрегатов типа «Кортенаэр»; два из них уже в ходе постройки продали Греции. На них, кстати, ангар удлинили на 2 м, что позволило разместить в нем два итальянских вертолета АВ-212. Позже греческий флот получил еще четыре корабля, а два в 1997 — 1998 годах были переданы голландцами ВМС Объединенных Арабских Эмиратов. Избавление от вполне еще боеспособных кораблей — явление, в общем-то, нетипичное. Однако оно позволило голландцам загрузить свои верфи новыми заказами и создать фрегаты следующего поколения, считающиеся одними из лучших в мире.
Фрегат «Кортенаэр» послужил прототипом западногерманских кораблей типа «Бремен», заказанных в 1977 году для замены устаревших эсминцев типа «Флетчер» и фрегатов типа «Кельн». Главное отличие «Бремена» от «голландцев» — более привычная энергетическая установка, состоящая из американских газовых турбин LM-2500 и двух 20-цилиндровых V-образных дизелей немецкой фирмы MTU. Кроме того, в ангаре удалось разместить два вертолета «Линке», а 30-мм автомат «Голкипер» немцы заменили двумя ЗРК самообороны RAM (кстати, считающимися на Западе самыми эффективными среди всех своих аналогов). Радиоэлектронное оборудование осталось преимущественно голландским.
Близкие по характеристикам и даже внешне фрегаты типов «Кортенаэр» и «Бремен» в начале 1980-х годов считались наиболее удачными многоцелевыми надводными кораблями в составе ВМС НАТО. В то же время их стоимость никак не вписывалась в бюджеты менее богатых партнеров по Североатлантическому альянсу. Поэтому в ряде стран решили строить фрегаты по собственным проектам — поменьше и подешевле, но также отвечающие натовским стандартам.
Определенный интерес представляют бельгийские фрегаты типа «Вилинген». За счет отказа от вертолета бельгийские конструкторы спроектировали хорошо вооруженный корабль, весьма небольшой, но способный действовать не только в прибрежной зоне, но и в Атлантике. Его силовая установка состояла из одной английской газовой турбины и двух дизелей бельгийского производства, работавших на два винта регулируемого шага. Ракетное вооружение («Экзосет», «НАТО-Си Спэрроу») и радиолокационное оборудование — стандартные, зато средства ПЛО не натовские, а типично французские (375-мм реактивный бомбомет и два однотрубных 533-мм торпедных аппарата). Также французская и артиллерия главного калибра (100-мм универсальное орудие на баке).
Еще компактнее выглядит другой проект — испанский фрегат «Дескубьерта». Хотя Испания в 1970-е годы и не являлась членом НАТО, свои вооруженные силы вообще и флот в частности Мадрид оснащал с оглядкой на западноевропейские страны. Так, на «Дескубьерте» установили все тот же комплект вооружения. ЗРК «НАТО-Си Спэрроу», 76-мм и 40-мм автоматические артустановки, 324-мм торпедные аппараты, а уже после ввода в строй — ПКР «Гарпун». Отсутствие вертолета потребовало усилить оружие ПЛО, поэтому в носовой части дополнительно разместили двухствольный 375-мм реактивный бомбомет шведской фирмы «Бо-форс». Энергетическая установка — более дешевая, состоящая из четырех дизелей, работавших через редукторы на два гребных вала. Всего испанцы построили девять фрегатов типа «Дескубьерта», в том числе три на экспорт (для Египта и Марокко).
Но рекорд сочетания миниатюрности и довольно мощного вооружения при относительно приличной мореходности принадлежит не испанскому, а датскому кораблю. Правда, это скорее достижение англичан, так как проект фрегата «Нильс Юэль» для ВМС Дании разрабатывала одна из частных британских фирм. При полном водоизмещении в 1320 т «Нильс Юэль» располагал комбинированной дизель-газотурбинной силовой установкой (одна турбина LM-2500 и один дизель MTU) и опять-таки стандартным набором оружия — за исключением разве что вертолета. Правда, в ходе постройки из-за выявившейся перегрузки пришлось отказаться от установки противолодочных торпедных аппаратов — в итоге из средств борьбы с субмаринами на фрегате остался лишь кормовой сбрасыватель глубинных бомб. Конечно, для океанских просторов этот корабль, фактически являвшийся не фрегатом, а корветом, не годился, но на ограниченных морских театрах вполне мог решать широкий круг задач, особенно во взаимодействии с другими кораблями и базовой авиацией.
С. БАЛАКИН