С ПОЛИГОНА — ПРЯМО В МУЗЕЙ

С ПОЛИГОНА — ПРЯМО В МУЗЕЙЛПП-25Сверхмощная противотанковая пушка ЛПП-25. Знаменитые «сорокопятки» — 45-мм противотанковая пушка 19К образца 1932 года и ее модернизированный вариант 53К образца 1937 года — были фактически единственными противотанковыми орудиями к 22 июня 1941 года. Баллистика и бронепробиваемость 45-мм противотанковой пушки 53К были относительно неплохими, но ее 560-кг масса была великовата даже для батальонной пушки. Тем не менее, взводы, состоящие из двух таких пушек, находились в составе многих стрелковых батальонов.

С середины 30-х годов в СССР неоднократно предпринимались попытки создания легких ротных и батальонных противотанковых пушек калибра 20 — 37 мм. Так, в начале 1937 года проходила испытания 20-мм противотанковая пушка ЦКБСВ-51 системы Коровин опытный образец которой был изготовлен в Туле.

Ствол этого орудия был неподвижно закреплен в кожухе. Полу-автоматика перезаряжания действовала с помощью отвода газов. Затвор перекашивающийся, по типу «кольта». Питание производилось из однорядного магазина емкостью пять патронов.

В-1936— 1938 годах проходили совместные испытания противотанковых пушек — 20-мм ИНЗ-10 (20-мм ротное противотанковое ружье) конструкции Владимирова и Бига, МЦ калибра 25 мм конструкции Михно и Цырульникова и 37-мм орудия ДР.

В 1938 году в ОКБ-15 под руководством Шпитального была спроектирована полуавтоматическая 37-мм противотанковая пушка. Баллистика ее была сопоставима с 37-мм противотанковой пушкой образца 1930 года, масса снаряда составляла 0,5 кг. Пушка работала по схеме «выката ствола», при которой выстрел происходил в момент наката ствола, что несколько снижало воздействие отката на лафет. Масса качающейся части орудия составляла 57 кг, масса системы в боевом положении — 84 кг. Скорострельность пушки достигала 30 выстрелов в минуту. Тем не менее, ни одна из этих конструкций не удовлетворила ГАУ.

Германское командование также не испытывало удовлетворения от своих 3 7-мм противотанковых пушек Рак 36, которые в 1941 году оказались неэффективными в борьбе с советскими танками Т-34 и КВ. Однако появление на фронте германского тяжелого противотанкового ружья s.Pz.B.41 стало неприятным сюрпризом для советских танкистов — как оказалось, на близких дистанциях ружье поражало не только «тридцатьчетверки», но и тяжелые КВ. Характерной особенностью s.Pz.B.41 был ствол, имевший в начале канала калибр 28 мм, а у дульного среза— 20 мм.

Интересно, что ружьем эта противотанковая артиллерийская система называлась из соображений бюрократического характера, на самом деле это была классическая противотанковая пушка с противооткатными устройствами и с колесным ходом, так что будет вполне справедливо называть s.Pz.B.41 противотанковой пушкой. С ПТР ее объединяло лишь отсутствие механизмов наведения — ствол приходилось перемещать вручную.

Огонь из этой пушки можно было вести как с колес, так и с сошек. Орудие легко разбиралось на части. Для воздушно-десантных войск выпускался облегченный до 118 кг вариант пушки — у нее отсутствовал щит, а в конструкции лафета использовались легкие сплавы. Вместо штатных колес были установлены небольшие катки без подрессоривания.

В боекомплект s.Pz.B.41 входили осколочный снаряд, а также подкалиберный, с вольфрамовым сердечником. Вместо медных поясков, применяемых в классических снарядах, и тот и другой имели по два центрирующих кольцевых выступа из мягкого железа. При выстреле они сминались и врезались в нарезы канала ствола. При прохождении снаряда по каналу ствола диаметр кольцевых выступов уменьшался от 28 до 20 мм.

В начале 1942 года специалисты Артиллерийской академии имени Дзержинского во главе с инженер-подполковником А.М.Сидоренко изучили трофейные 28-мм германские пушки и решили создать аналогичную по конструкции, но более мощную 25-мм ротную легкую противотанковую пушку ЛПП-25. В отличие от германской, ЛПП-25 планировалось оснастить стволом с обычным каналом, поскольку сверление конических каналов было весьма дорогостоящей операцией, не освоенной еще отечественными заводами.

ЛПП-25

Проектирование ЛПП-25 было закончено в мае 1942 года. Изготовление стволов и казенников пушек производилось в городе Перми, на заводе № 172. Однако из-за большой загруженности завода серийными заказами его руководство не находило времени на изготовление стволов для ЛПП-25. Лишь после вмешательства члена ГКО Л.П.Берии стволы были экстренно запущены в производство и сделаны в октябре 1942 года. Изготовление комплектующих и сборка трех опытных образцов ЛПП-25 производились в Ташкенте, на заводе № 702.

Ствол пушки — моноблок с навинчиваемым казенником. Крутизна нарезки постоянная и у первого образца она составляла 34 калибра, а у второго — 45 калибров, что было сделано с целью проверки поведения медных поясков и устойчивости снарядов при начальной скорости 1400 м/с и выше.

Затвор пушки ЛПП-25 мало отличался от затвора 37-мм автоматической зенитной пушки образца 1939 года. Тормоз отката был гидравлическим веретенного типа, накатник пружинный, подъемный механизм секторный. На двух образцах имелись поворотные механизмы с червячными секторами, на одном его не было — горизонтальное наведение осуществлялось плечом наводчика.

Щит ЛПП-25, наклоненный под углом в 30 градусов к вертикали, имел толщину 3 мм. Пушка была снабжена оптическим прицелом типа «Утенок», закрепленным на цапфенной обойме люльки. Визир представлял собой простую оптическую систему с трехкратным увеличением и полем зрения 12 градусов. Коленчатая боевая ось позволяла менять высоту линии огня. Колеса у пушки были такими же, как у мотоцикла АМ-600 ТИЗ, причем пневматические камеры шин были заменены другими, из губчатого каучука. Пружинное подрессоривание допускало буксирование пушки автомобилем по шоссе со скоростью до 60 км/час.

На походе при высоком положении боевой оси высота системы составляла 1060 мм. В бою при низком положении боевой оси высота пушки не превышала 800 мм, при этом центр тяжести пушки переносился вперед, что существенно улучшало устойчивость системы. При стрельбе пушка упиралась в грунт передним сошником, а колеса вывешивались. Проектом предусматривался переход из походного положения в боевое за 8 — 10 секунд, однако на заводских испытаниях этот показатель составлял 15 — 20 секунд.

Проектом предусматривалась скорострельность пушки от 20 до 25 выстрелов в минуту. Первоначально планировалось снабжать пушки ЛПП-25 штатными снарядами от 25-мм автоматической зенитной пушки 72К образца 1940 года: бронебойными Бр-132 массой 295 г и осколочными ОЗР-132 массой 288 г. Однако за счет увеличения заряда снаряды ЛПП-25 имели существенно большую начальную скорость — 1200 м/с вместо 900 м/с у 72К. В дальнейшем предполагалось запустить в серийное производство 25-мм подкалиберный снаряд массой 200 г с вольфрамовым сердечником, который должен был иметь начальную скорость 1400 м/с. Латунная гильза была создана на базе гильзы 37-мм противотанковой пушки образца 1930 года.

ЛПП-25

На дистанции в 100 м пушка ЛПП-25 снарядом Бр-132 пробивала по нормали броню толщиной 73 мм, а при угле встречи 30 градусов — 53 мм. При тех же условиях 28-мм германская пушка пробивала, соответственно, броню толщиной 75 мм и 45 — 50 мм. Зато на дистанции свыше 200 м снаряд Бр-132 был вне конкуренции, по сравнению с подкалиберным снарядом германской пушки — так, на дистанции 400 м ЛПП-25 по нормали пробивала 62,3-мм броню, а германская пушка — лишь 40-мм. При введении же подкалиберного снаряда ЛПП-25 могла на дистанции 100 м пробивать по нормали 105-мм броню, а при угле встречи 30 градусов — 78-мм. Таким образом, пушка ЛПП-25 могла легко поражать все германские танки, состоявшие на вооружении Вермахта к 1 января 1943 года а также имела шансы на успех в борьбе на малых дистанциях с перспективными танками «Тигр» и «Пантера».

В январе 1943 года на полигоне САВО на станции Азат-Баш около Ташкента были проведены заводские испытания двух опытных образцов 25-мм пушки ЛПП-25. Стрельба велась снарядами Бр-132. Обычно легкие пушки с высокой баллистикой подпрыгивают при каждом выстреле. Однако ЛПП-25 вела себя весьма устойчиво, подпрыгивания системы были незначительными. Главным же недостатком пушки оказалась слишком большая мощность дульного тормоза, который поглощал не менее 65 процентов энергии отката, при этом откат ствола пушки вместо расчетных 240— 260 мм составил всего 137— 160 мм. Случалось, что энергии отката не хватало для того, чтобы автоматически открыть затвор, и это приходилось делать вручную.

По результатам заводских испытаний ЛПП-25 была рекомендована для проведения полигонных испытаний. 19 апреля 1943 года два опытных экземпляра ЛПП-25 прибыли на Гороховецкий полигон. Но, тем не менее, эту мощную и легкую противотанковую пушку, которая могла бы стать прекрасным противотанковым средством для стрелковых рот и батальонов, кавалерийских, мотоциклетных и авиадесантных подразделений и, наконец, для партизан, все же не приняли на вооружение.

Сравнение 25-мм пушки ЛПП-25 с 28-мм пушкой s.Pz.B.41 выглядит далеко не в пользу последней. Формально — по весовым данным и бронепробиваемости — они почти одинаковы. Однако при эффективных подкалиберных снарядах бронепробиваемость у ЛПП-25 могла быть лучше, чем у немецкой пушки. Однако 28-мм пушка s.Pz.B.41 была значительно лучше отработана как конструктивно, так и технологически.

Главной особенностью немецкого орудия был конический канал ствола — освоить его производство отечественные заводы пытались с 1940 по 1952 год, но, увы, в серию такие стволы запустить не удалось. Однако нашей ЛПП-25, спроектированной преподавателями Артиллерийской академии, эвакуированной в далекий Самарканд, такой ствол не требовался. Пушка получилась очень дешевой в производстве и была максимально унифицирована с серийно выпускавшимися орудиями.

Все детали и узлы пушки, за исключением стволов, были изготовлены в Ташкенте небольшим полукустарным заводом № 702 ушка ЛПП-25 могла стрелять не только специализированными, но и штатными бронебойными снарядами 25-мм автоматической зенитной пушки образца 1940 года Помимо этого, конструкторы предлагали спроектировать для нее новые подкалиберные снаряды. Предполагалось даже использование трофейных вольфрамовых сердечников от снарядов немецкой 28-мм пушки s.Pz.B.41.

Судя по всему, предельная простота ЛПП-25 и стала препятствием к запуску легкого противотанкового орудия в серийное производство. Как правило, крупные конструкторские бюро и солидные орудийные заводы не были заинтересованы в запуске в серию «чужой» пушки. А законные поводы отказаться от невыгодного заказа при желании можно было найти всегда.

До нашего времени дошел лишь один экземпляр пушки ЛПП-25, хранящийся ныне в музее Артиллерийской академии имени Петра Великого (бывшей им. Дзержинского). А документация по проектированию и испытаниям орудия ЛПП-25 лежала в архиве под грифом «совершенно секретно» аж до 17 мая 2002 года.

А. ШИРОКОРАД

Рекомендуем почитать

  • ПОЛЕТ БЕЗ ПОМЕХПОЛЕТ БЕЗ ПОМЕХ
    Как же бывает обидно, когда дистанционно управляемая авиамодель, только что уверенно выполнявшая команды, вдруг теряет управление, и... чаще всего источником отказа являются радиопомехи....
  • ВЕЛОМОБИЛЬ ДЛЯ ПРОГУЛОК И ДЕЛАВЕЛОМОБИЛЬ ДЛЯ ПРОГУЛОК И ДЕЛА
    В настоящее время автомобильные «пробки» и смог стали основной проблемой не только мегаполисов, но и небольших провинциальных городов. Развитие велотранспорта является хотя бы частичным...
Тут можете оценить работу автора: