ДЛЯ СЪЕМКИ В ТЕМНОТЕ

ДЛЯ СЪЕМКИ В ТЕМНОТЕПохоже, что в нашей стране начинает возрождаться система проката бытовой техники. Значит, и у людей со скромным достатком появляется возможность пользоваться, скажем, цифровой фото-и видеоаппаратурой, прежде недоступной из-за ее дороговизны. А если в руках оказывается техника Kodak, Sony или других не менее известных фирм, то стоит ли сдерживать себя в стремлении разобраться: за что же она так ценится?!

Даже давним владельцам цифровых видеокамер и фотоаппаратов порой невдомек, что в их приборах установлена электронная матрица, работающая как в видимом, так и в ближнем инфракрасном (ИК) диапазоне волн (400—1100 нм).

То есть эта техника позволяет великолепно снимать… в полной темноте.

Правда, для этого нужно, чтобы либо сам объект съемки излучал тепло, либо подсвечивался ИК источником, а на входе в цифровую видеокамеру или фотоаппарат должен быть установлен светофильтр, полностью поглощающий видимые и ультрафиолетовые лучи. Электронная матрица (в отличие от глаза человека) способна чутко улавливать спроецированные «ИК картинки», после соответствующей цифровой обработки запоминать их и по мере надобности выдавать на экран в виде полноценной, контрастной картины объекта съемки.

Инфракрасный осветитель

Инфракрасный осветитель:

1 — фланец; 2 — керамический электропатрон; 3 — лампа ИКЗ-220-250 (с колбой красного цвета); 4 — металлический корпус; 5 — болт М8х50 крепления к штативу; 6 — кольца-прокладки (электрокартон); 7 — съемная крышка; 8 — винт М4 (4 шт.); 9 — светофильтр ПЛ2

Снимки в инфракрасном диапазоне существенно отличаются от обычных фотографий. Это объясняется тем, что коэффициенты отражения различных материалов в ИК области отличаются от коэффициентов отражения в видимой области спектра. Например, растительные покровы хорошо отражают инфракрасный луч, на снимках они выделяются в виде светлых участков. Коэффициент отражения от водной глади очень мал, поэтому такая поверхность и выглядит более темной, чем на обычных снимках. Но, имея персональный компьютер, легко раскрасить черно-белое изображение в естественные, привычные глазу цвета.

Фотографирование и видеосъемка на фоне хромакея и в ИК лучах используются в различных отраслях науки и техники, в медицине, криминалистике, биологии и т.д. В числе наиболее известных областей применения — установление подлинности картин. Хотя для этой цели приемлемы многие современные методы (от микроскопического анализа до исследования флуоресценции, возбуждаемой ультрафиолетовыми лучами, и рентгеновского просвечивания), особую ценность в ряде случаев имеет инфракрасная фотография.

В частности, именно ИК снимки позволяют выявлять все нюансы написания или сокрытия картины даже под покровом толстого слоя намеренно нанесенной краски или под изрядно растрескавшимся масляным лаком, определять «руку, манеру письма и саму кисть» того или иного художника. Становится также возможным чтение исправленных текстов и стертых древних манускриптов, установление фактов преступного выскабливания надписей на документах, отличие, скажем, настоящего жемчуга (более прозрачного для ИК лучей) от искусственного…

Теперь об источниках инфракрасного излучения. К таковым следует прежде всего отнести лампы накаливания, работающие в области спектра, близкой к ИК, — так называемые кварцевые галогенные малогабаритные (КГМ-12-100, КГМ-24-150). Рассчитанные на подключение к источнику тока с напряжением 12 и 24 В, эти лампы мощностью 100 и 150 Вт устанавливаются в переносных фарах подсветки и запитываются от аккумуляторных батарей, что делает видеофотосъемку независимой от электрических сетей. Средняя продолжительность горения лампы КГМ-12-100 составляет 85 часов, а КГМ-24-150 соответственно 50 ч. Однако для стационарных съемок лучше пользоваться зеркальными (сушильными) лампами ЗК-220-250 или И КЗ-220-250, встраивая их в осветительную арматуру.

Размещение оборудования при специальных видах фото- и видеосъемки

Размещение оборудования при специальных видах фото- и видеосъемки:

1 — инфракрасный осветитель; 2 — цифровая видеокамера со светофильтром КС 19; 3 — цифровой фотоаппарат со светофильтром КС 19; 4 — треножный штатив (3 шт.); стрелками показан ход инфракрасных лучей

ИК осветитель может быть и самодельным, смастерить который под силу любому при минимуме затрат. Как говорится, было бы желание. Корпус такого осветительного прибора не должен содержать деталей из пластмассы, дерева и прорезиненных тканей, пропускающих ИК лучи. Да и внутренний объем осветителя во избежание перегрева (не говоря уже о прожиге) светофильтра надо предусмотреть соответствующий.

Наилучшим образом для съемок в ИК диапазоне подходят светофильтры ПЛ2 диаметром 195 мм. Такой фильтр пропускает 90 процентов излучения в спектральном диапазоне 800—2700 нм. «Рабочим телом» здесь является черный целлофан, наклеенный с обеих сторон на стеклянную основу. Так как ПЛ2 имеет достаточно большие размеры, то его лучше использовать в фаре-подсветке или прожекторе.

Хорошие результаты показывает светофильтр КС19. Он пропускает 90 процентов излучения в спектральном диапазоне 670—270 нм. Именно такие фильтры диаметром от 40 до 360 мм выпускает отечественная промышленность.

Фильтр КС19 рекомендуется установить на объективы цифровых фотоаппаратов или видеокамер. Как свидетельствует практика, оптимальные габариты у таких светофильтров 40x40x3 мм.

В ряде случаев можно в качестве источника ИК излучения пользоваться твердыми телами, например утюгами, нагретыми до относительно низкой температуры. Эксперименты,проведенные автором, показали, что ИК подсветка двумя утюгами разной мощности (500 и 250 Вт, удаленными на метр от объекта) позволила получать почти такие же снимки, как и в видимых лучах.

А. НАРВАТОВ, г.  Вольск

Рекомендуем почитать

  • ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ «ПЯТИСОТОГО»ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ «ПЯТИСОТОГО»
    Компактный автомобиль FIAT-500 Nuova. Восстановление послевоенной Италии происходило медленно и трудно Даже автозаводы лидера итальянской промышленности концерна FIAT долго еще не...
  • ОТ МИКРОСХЕМ — К ПАЙКЕ КАСТРЮЛЬОТ МИКРОСХЕМ — К ПАЙКЕ КАСТРЮЛЬ
    Нередко бывает тан, что мощности имеющегося в вашем распоряжении паяльника «чуть-чуть не хватает», чтобы накрепко соединить между собой крупные детали или, скажем, залатать дно у...
Тут можете оценить работу автора: