Одна из разновидностей аэросаней — аэросани-амфибии. В последнее время они получили значительное распространение. Такие машины не только строятся промышленностью для народнохозяйственных нужд, но и создаются любителями технического творчества — охотниками, рыболовами для индивидуального пользования и молодежью для спортивных целей.
Читатели нашего журнала проявляют живой интерес к специфическим особенностям конструкции и эксплуатации таких машин и просят рассказать о них.
Идея создания аэросаней-амфибий принадлежит талантливому советскому инженеру-изобретателю Л. В. Курчевскому. В 1924 году им впервые была построена машина С-1 — глиссер-аэросани.
Они предназначались для осуществления связи в межнавигационный период, то есть весной и осенью, между Соловецкими островами и материком. Движение какого-либо вида транспорта любой грузоподъемности в этот период невозможно, так как лед еще непрочен. Межнавигационный период времени, когда лед непрочен — весной тающий, а осенью смерзающийся, перемежающийся полыньями, — довольно длительный — два-три месяца.
Рис. 1. Глиссер-аэросани С-2 конструкции Л. В. Курчевского.
Машина С-1 представляла собой глиссер с воздушным винтом и двигателем авиационного типа «джипси» мощностью в 90 л. с.
В отличие от обычного глиссера, двигающегося только по воде, она имела усиленное днище, измененные обводы носовой части, позволяющие ей самостоятельно выползать на небольшие возвышенности, плавающие льдины и одинаково успешно двигаться по воде и снегу. Для обеспечения управляемости на ней были установлены воздушные рули.
Проведенные испытания показали возможность использования этой машины в течение всего года в отличие от аэросаней и глиссеров, являющихся сезонными транспортными средствами.
В 1934—1935 годах Л. В. Курчевским и Е. М. Поппэ была построена серия машин С-2 (рис. 1), в которой ее создатели учли недостатки, выявленные при длительных испытаниях машины С-1. Для обшивки корпуса они использовали новый материал — арктипит, имеющий большую местную ударную прочность и меньший коэффициент трения при движении по льду и снегу. Подкрепляющий набор днища значительно усилен. Амфибия С-2 оснащалась отечественным двигателем М-11 мощностью 90—100 л. с.
Эти машины довольно успешно эксплуатировались на севере страны — на мысе Челюскин и в Усть-Еикейском порту.
В последующие годы был создан еще ряд машин подобного типа: в 1935 году — амфибия С-3 с двигателем «Райт Циклон» мощностью в 100 л. с., в 1936 году — С-4 с двигателем МГ-31 мощностью в 300 п. с., в 1933—1934 годах — глиссер-аэросани АМБ-2 конструкции А. Н. Николаевича. Эта машина имела W-образную форму днища и обводы корпуса с искпючительно высоким гидродинамическим качеством. В 1937 году строились аэросани-амфибии АЛ-1 и АЛ-3 конструкции Ковалевского и специальная машина для спасательной службы — вездеход ОСВОД-4.
В 1942—1943 годах конструктором Е. М. Поппэ была построена машина СПА-42 с двигателем М-22 мощностью в 400 л. с. С W-образным днищем.
Эта машина не имела воздушных рулей, а управление осуществлялось двумя расположенными под уступами транца мощными коньками-рулями.
В 1950—1960 годах появилась машина ПА-18 конструкции Е. М. Поппэ, перестроенная по аналогичной схеме из СПА-42, но отличавшаяся обводами корпуса. Применение Ш-образных обводов, то есть схемы катамарана с прямыми бортами и изогнутым днищем, полностью себя оправдало на машинах подобного типа. Прямые борта, переходящие в мощные бруски-пыжи, на которых машина двигается по плотному снегу и льду, и туннельная форма днища, на которое машина садится только при движении по глубокому рыхлому снегу, в также наличке двух носовых килей, значительно облегчающих машине выход на лед из воды, — таковы ее преимущества перед обычной однокилевой схемой. Однокилевые машины даже при небольших углах по отношению к кромке полыньи не способны уверенно выходить из воды на лед. Они соскальзывают с ледяной кромки. Аналогичная картина наблюдается и при попытках вывести машину из копей ка обледенелой дороге. Управляемость таких машин явно недостаточна. И все же эти машины показали рентабельность их применения в народном хозяйстве нашей страны, на бескрайних просторах Севера с колоссальным количеством рек, озер и болот.
В 1960 году появилась наиболее современная и совершенная машина подобного типа — аэросани амфибия конструкции КБ генерального конструктора А. Н. Туполева (ведущий конструктор машины Г. В. Махоткин) (рис. 2).
Рис. 2. Аэросани-амфибия, созданные КБ Генерального конструктора А. Н. Туполева.
Она представляет собой однокилевой глиссер с переходом днища почти на плоскость и с одним V-образиой формы реданом. На первом этапе машина снабжалась авиационным звездообразным двигателем типа М-11 ФР мощностью 160 п. с., который в последующем был заменен на двигатель АИ-14 РС мощностью 260 л. с. Двигатель вращает воздушный винт особой конструкции — щелевой, позволяющий при относительно малом диаметре получить хорошие тяговые характеристики.
Аэросани-амфибии КБ А. Н. Туполева показали хорошие ходовые качества. В настоящее время они строятся серийно и широко используются в народном хозяйстве страны, в северных районах, обеспечивая выполнение ряда транспортных перевозок там, где невозможно применение других видов транспорта.
Подобные машины, но значительно меньших размеров и мощности, созданы и читателями нашего журнала, любителями технического творчества.
Одна из наиболее совершенных конструкций — аэросани-амфибия В. В. Сбоева, руководителя СКБ «Амфибия» при Новосибирском электротехническом институте. Это студенческое КБ создало ряд машин и в том числе аэросани-амфибию НЭТИ-2 с двигателем ИЖ-56 мощностью 13,5 л. с. и НЭТИ-3 (рис. 3) с двигателем от мотоцикла М-72 мощностью 22 п. с. Корпус амфибии выполнен в виде безреданной глиссирующей лодки. Килевая часть днища имеет продольный срез, напоминающий профиль пыжи, с соотношением длины к ширине 1:8, 1:10. Днище для обеспечения лучшего скольжения и предотвращения примерзания покрыто пластиком — полиэтиленом.
Рис. 3. Аэросани-амфибия студенческого КБ Новосибирского электротехнического института.
Аэросани — амфибия НЭТИ-2 — на одного человека, и НЭТИ-3 — на двух человек, успешно прошли испытания на реках и водохранилищах и показали пригодность для обеспечения движения по гладкому и битому льду, снегу, воде и шуге. Они преодолевали полыньи и так называемые «забереги» — пространства у берегов, освободившиеся от льда в весенний период времени.
Аналогичную машину построил студент из Полтавы Сергей Богдан (см. рис. 4). Она оснащена одноцилиндровым двигателем от чехословацкого мотоцикла ЧЗ-250. Особенность этой машины — сильно развитые воздушные рули направления и высокие полозья, позволяющие двигаться по льду, не касаясь его днищем. А школьники города Перми на своей областной СЮТ создали аэросани-амфибию оригинальной формы с двумя моторами Д-5 (рис. 5). На испытаниях выяснилось, что применение двухмоторной силовой установки значительно улучшает маневренность и управляемость машины.
Рис. 4. Винтомоторная установка аэросаней-амфибии Сергея Богдана.
1 — каркас кузова (стальная труба Ø 30), 2 — передняя косынка крепления двигателя (сталь листовая толщ. 2,5 мм), 3 — двигатель типа 43-250, 4 — топливный бачок, 5 — задняя косынка крепления двигателя, 6 — подкос крепления моторамы.
Рис. 5. Аэросани-амфибия Пермской областной станции юных техников.
Практика эксплуатации аэросаней-амфибий показала, что область их использования, как и любого другого транспорта, предназначенного для выполнения узкого круга задач, ограничена. Использование их возможно в течение всего года: на малых реках — без ограничения, на больших реках и водохранилищах — петом в тихую погоду, когда высота волны не превышает 0,3 0,4, и зимой на участках без крупных торосов и смерзшегося битого льда.
Аэросани-амфибии, обладая большой опорной площадью днища, отлично двигаются по глубокому снегу, оставляя незначительной глубины след и развивая скорость до 100 и более километров в час. Благодаря хорошей защите воздушного винта, огражденного килями расположенных на бортах рулей, они способны преодолевать камышовые заросли, небольшой кустарник.
Но аэросани-амфибии, как и обычные аэросани, не предназначены для движения по сильнопересеченной местности с оврагами, длительными подъемами и спусками, по узким лесным дорогам и по снежным застругам, на метаемым сильными ветрами.
Любителям технического творчества, желающим строить аэросани-амфибии, следует еще раз напомнить, что днище этих машин при движении воспринимает жесткие удары о неровности дороги. Отсутствие амортизации увеличивает действующие на конструкцию перегрузки, которые разрушают подкрепляющие днище элементы, нарушают герметичность подводной части корпуса, значительно утомляют водителей и пассажиров.
Кроме этого, существенным недостатком является то, что благодаря относительно большой длине корпуса при движении машины по торосам и снежным буграм возникают такие положения, когда она зависает кормой или становится в распор, теряя при этом управляемость или ломая рули (рис. 6).
Рис. 6. Дорожные условия, при которых аэросани-амфибия становятся неуправляемыми или ломают коньки-рули.
А — движение по волнистым наносам; Б — движение по речным торосам; В — при переходе небольших неровностей дороги; Г — распор машины- Переезд впадины, вследствие чего происходит поломка коньков-рулей; Д — потеря управляемости и удар носовой частью при переходе из положения II в положение I.
Но, несмотря на перечисленные недостатки, аэросани-амфибии. обеспечивающие возможность движения в межнавигационный период, находят все более широкое применение в народном хозяйстве страны.
АЭРОСАНИ-ЛЫЖИ
Идя по пути создания машин, скользящих по снегу и льду не на пыжах (как типовые схемы аэросаней), а на днище корпуса, многие любители создают аэросани-пыжи. По своим внешним формам они сходны с амфибией, но отличаются значительно меньшей прочностью днища и отсутствием его герметичности. Иногда эти машины снабжаются для улучшения управляемости небольшими пыжами, которые, кроме того, предохраняют днище от излишнего износа и повреждений при движении по плотному снегу и льду.
За последнее время любителями, в основном молодежью, создано много различных аэросаней-лыж, которые успешно ими эксплуатируются.
Так братья Зайцевы Александр и Сергей с участием Сергея Миро нова, Александра Черемисина и других создали од неместную машину (рис. 7) с двигателем от мотоцикла ИЖ-49 мощностью 11 л. с. Эта машина, несмотря на небольшую мощность двигателя, показала хорошие ходовые качества при движении по глубокому целинному снегу. Установка двигателя внизу на раме корпуса и цепная передача на вал воздушного винта обеспечили машине низкое расположение центра тяжести и благодаря этому отличную устойчивость на поворотах и при движении под значительными боковыми углами.
Рис. 7. Аэросани-лыжи братьев Зайцевых, школьников из Подмосковья.
Оригинальные аэросани-лыжи с закрытой кабиной создали Павел Дерябкин из Иванова, Николай Данилов и Василий Ночкин из Подмосковья, Николай Петров с отцом Павлом Николаевичем из города Куртамыша Курганской области. Эта машина с брезентовым откидным тентом, с двигателем М-61 имеет 3-лопастный воздушный винт и тросовый ручной стартер, обеспечивающий безопасность при запуске двигателя (рис. 8).
Рис. 8. Аэросани-лыжи П. Н. и Н. П. Петровых. Момент запуска двигателя.
С двигателем ПД-10 (тракторный пусковой двигатель), на котором цилиндр водяного охлаждения заменен цилиндром воздушного охлаждения (от мотоциклетных двигателей ИЖ-49 и ИЖ-56); интересные аэросани-лыжи (рис. 9) построены Алексеем Чапцовым, Сергеем Санычевым и другими из города Обояни Курской области.
Рис. 9. Аэросани-лыжи конструкции А. И. Чапцова.
Алексей Заворотный (ст. Инта, Коми АССР) собрал аэросани-лыжи (рис. 10) с двигателем М-72 и трехлопастным металлическим щелевым винтом. Эта машина имеет две небольшие управляемые лыжи, а на днище направляющие полозья и в хвостовой части вогнутый канал. Всe это обеспечивает машине отличную устойчивость на скорости и при движении по откосам. Кроме того, машина снабжено двумя бортовыми, выступающими за габариты трубами, которые предохраняют ее от переворачивания и являются ограждением воздушного винта.
Рис. 10. Аэросани-лыжи конструкции А. М. Заворотного.
Оригинальные машины построили Дмитрий Перебоев из городе Енисейска Красноярского края, Николай Патрахин из Тюменской области и многие другие энтузиасты.
Редакция журнале желает всем им успешного претворения замыслов в реальные конструкции и ждет писем с фотографиями и характеристиками созданных ими машин.
И. ЮВЕНАЛЬЕВ