Нам, фотолюбителям, посчастливилось дожить, я бы сказал, до малой революции в фотографии, когда повсюду появились специализированные центры «Кодак» с превосходными и сравнительно недорогими услугами и пленками лучших мировых фирм, с яркой сочной палитрой фотобумаги. Похоже, век черно-белой фотографии уходит в прошлое, а с ним — и довольно популярный, особенно в курортных городах, вид фотопечати — фотомонтаж, когда на одном отпечатке размещались, удачно соседствуя, изображения с нескольких негативов одновременно. Наверняка у многих найдутся в семейном альбоме памятные фотографии типа «привет с Кавказа», где вокруг вас на снимке — красоты природы и местные достопримечательности.
Но теперь, при централизованном проявлении и фотопечати, можно ли говорить о совмещении отпечатков с разных негативов на одном снимке? Возможно, если воспользоваться моим методом, позволяющим еще на пленке получать готовый монтаж, пригодный для проявки и печати в специализированном центре.
Секрет заключается в повторной съемке на одну и ту же пленку: сначала монтаж кадров без центрального объекта, затем основной снимок, например, портрет. Теперь о технологии более подробно.
Для съемки используют зеркальную камеру. Перед ее зарядкой на перфорации пленки делают метку-вырез, которую совмещают с зубом тянущей звездочки приемной катушки при взведенном затворе фотоаппарата. Теперь можно снимать подготовленный монтаж. Он представляет собой трафарет-рамку из ватмана с вырезанным овальным, круглым или прямоугольным окном и наклеенными под ним снимками (на приведенном рисунке — тигров). Рамку накладывают на черный неглянцевый фон (бумагу, ткань), окно в ней при этом окажется черным. Если ее фотографировать столько раз, сколько предполагается снять объектов для центрального изображения, которое планируется как основное, то его место благодаря черному окну окажется на пленке не экспонированным.
Затем пленку перематывают обратно, а в кадровое окно фотоаппарата вставляют маску из черной бумаги или любого светонепроницаемого материала так, чтобы она почти касалась пленки, не мешая ее протяжке при переводе кадра. Маска будет перекрывать снятое ранее поле монтажа, оставляя открытым ту часть, на которую приходилось черное окно: сюда и будет экспонировано центральное изображение.
Пленку снова вставляют в аппарат; метку-вырез совмещают с зубом звездочки приемной катушки и снимают основной объект.
Если фотографируется портрет, то лучше использовать черный фон, тогда изображение получится «под старину», напоминая живописные полотна знаменитых русских художников.
Полученный таким способом негатив или слайд можно смело отдавать на проявку и печать в любой пункт «Кодака», в результате получится готовый фотомонтаж — сувенирная фотография.
В. ГАВРИЛОВ, п. Иноземцево, Ставропольский край