+ВИДЕО. Альпийский рожок появился примерно 2000 лет назад. Его изобрели кельтские племена, которые проживали на северном склоне Альп. Традиционно жители гор использовали рог для оповещения своих сородичей о повседневных делах, например о загоне скота. В наше же время этот инструмент имеет в основном музыкальную функцию.
Звук альпийского рожка способен простираться на 8 км благодаря его длине и форме. Следуя традиции мастера, срубают ель в определенное время лунного календаря, когда дерево обладает хорошим резонансом. Когда бревна высыхают, что может занять до 9 лет, их распиливают на бруски. После этого мастер вырисовывает и вырезает форму раструба рожка 2 раза. При помощи сверлильного станка он измеряет, сколько можно вырезать древесины. Это достаточно сложно, потому что в разных местах раструба ширина отверстия так же разнится.
Далее по периметру обеих половин раструба наносится клей. После этого приложив газету мастер соединяет обе половины. Газета нужна для того, чтобы половины склеились и не окончательно, позже ему придется их разъединить. После того как клей высох он обрывает лишнюю газету и прорисовывает окружность верхнего и нижнего отверстия раструба, также он прорисовывает форму самого раструба. По этим линиям он снова начинает вырезать.
Чтобы проверить точность мастер использует разные шаблоны. Сначала он покрывает их углем, затем помещает первый шаблон в нужное место в верхней части раструба. Уголь остается на тех местах, где ему еще нужно подправить форму. Эту процедуру он повторяет до тех пор пока раструб не приобретает нужную форму и размеры. Теперь он переходит к внутренней части, разделив раструб пополам, мастер прокладывает линию по всей длине каждой половины. Это необходимо чтобы определить толщину стенок раструба. Используя шлифовальный станок с крупной шлифовкой, он снимает ненужную часть древесины. Отметки, который он делал ранее, позволяют определить глубину шлифовки. После этого он берет более мелкую шлифовку, чтобы сточить еще буквально миллиметр. Для проверки мастер использует специальный измерительный прибор.
Далее он склеивает обе половины в этот раз уже на совсем. Остальные секции рожка изготавливаются тем же путем. Мастер закругляет их на токарном станке. Он покрывает их клеем и оборачивает ротангом. Это делается частично для усиления структуры, а в основном в эстетических целях. Как только клей высох, в каждой секции крепятся алюминиевые штифты, позволяющие быстро собрать и разобрать рог.
Раструб представляет собой настоящее произведение искусства. Мастера обычно украшают его орнаментом или просто рисунками. Этот рожок мастер решил украсить традиционными швейцарскими цветами. В собранном состоянии он достигает в длину от 3 до 4 метров. Длина определяет высоту звучания инструмента. При помощи движения губ музыкант способен изменять вибрацию столба воздуха внутри рожка, тем самым издавая различные ноты. Это очень красиво. Вот и все об альпийских рожках.
С. РОМАНОВ, по материалам научно-популярной передачи «Как это работает?»