ПЕРЕПЛЕТНОЕ ДЕЛО

ПЕРЕПЛЕТНОЕ ДЕЛО

С момента своего возникновения переплет рассматривался как важное товарное свойство печатной продукции, как неотъемлемый критерий ее оценки. Являясь по существу «одеждой», к примеру, книги или ежедневника, переплет становится элементом их художественного оформления, своеобразным средством характеристики издания, несет на себе отпечаток эпохи, и определенного стиля. Он может быть богатым или бедным, изысканным или оригинальным, утонченным или смешным. В зависимости от того, как полиграфическая продукция будет оформлена внешне, напрямую зависит ее востребованность и уникальность.

Прототипом современного книжного переплета является диптих (от греч. diptychos – двойной, сложенный вдвое). Древний диптих – это скрепленные вместе костяные, деревянные или металлические пластины, наружные стороны которых имели гладкую поверхность или украшались резьбой, драгоценными камнями и т.д., а внутренние покрывались воском, по которому писали заостренным стержнем – стилем. В античном мире диптихи употреблялись в качестве записных книжек.

Дыхание прошлого
Путь от старинного горомоздкого диптиха до современного утонченного переплета был не близким. От века к веку переплет преображался, обретая что-то новое и оригинальное. Попробуем проследить за этими трансформациями.

Вплоть до конца XVII века крышки переплетов делались исключительно из дерева, переплетные доски обрезались вровень с книжным блоком и прикреплялись к нему с помощью кожаных ремней, к которым подшивались книжные тетради. С наружной стороны доски обтягивались кожей, которая загибалась внутрь. Каждый ремень последовательно пропускался через сделанные в досках переплета пропилы. Форзаца в древнерусской книге не было, внутреннюю часть переплетных крышек обклеивали, как правило, пергаменом.

В зависимости от целевого назначения рукописных книг их переплеты делились на окладные и обиходные.

Окладные переплеты были украшены декоративным металлическим покрытием, выполненным из золота, серебра, золоченой или серебряной меди. Элементами украшения оклада были чеканка, скань (напаянный на переплетную крышку ажурный узор из тонкой гладкой или витой проволоки), чернь, эмаль, драгоценные камни, жемчуг и т. д. В качестве фона под оклад использовались дорогие ткани – бархат, парча, атлас или тонко выделанная кожа. Мотивы и сюжеты оформления окладных переплетов заимствовали из содержания самой книги. Окладами снабжались преимущественно литургические книги, которые использовали во время богослужения или религиозных церемоний.

Книги, предназначенные для повседневного пользования, «одевали» в простые обиходные переплеты – цельнокожаные или из грубого холста, с минимальным набором украшений или вообще без них. Одним из характерных элементов обиходного переплета являлась металлическая фурнитура – наугольники, средники, «жуки» (выпуклые ромбовидные или круглые пластины). Набиваемые на верхнюю и нижнюю крышки переплета, они одновременно выполняли эстетическую и защитную функции. Начиная с XV века, крышки русских обиходных переплетов украшались слепым тиснением по коже.

Развитие переплетного дела в России в XVI—XVII веках тесно связано с деятельностью Московского печатного двора, при котором уже в конце XVI века начинает функционировать переплетная мастерская. Переплеты русских книг того времени приобретают ряд характерных особенностей, существенно отличающих их от переплетов предшествующего периода как в технологии изготовления, так и в оформлении. Так, переплетные доски теперь выступают над книжным блоком; ровный и плоский корешок книги становится «бинтовым» — делится на части поперечными кожаными валиками (бинтами), скрывавшими бечеву или дратву, которой скреплялся книжный блок. Впервые на корешок выносится название книги, пока еще в сокращенном виде. Усложняется рисунок тиснения на крышках переплета.

На рубеже XVII—XVIII веков деревянные крышки переплета заменяются картонными.
Уже в начале XVIII века происходят существенные изменения и в технологическом процессе изготовления книжных переплетов, явившиеся следствием развития книгопечатания. Для повышения прочности переплета была введена кашировка корешка – дополнительная обработка, придающая ему грибообразную форму. Вместо толстых ремней для сшивания книги стали использовать специальную более тонкую и гибкую тесьму – каптал, ее же начали приклеивать к книжным тетрадям.

Во второй половине XVIII века в России распространение получают новые виды переплетов:
— полукожаный (переплет в корешок), корешок и углы которого обтягивались кожей, а крышки выклеивались пестрой бумагой ручной выделки («под мрамор», «павлинье перо», «птичий глаз»);
— издательский картонаж (переплет в папку) – цельнокартонный переплет, оклеенный одноцветной бумагой с печатным текстом заглавия книги и выходными сведениями, распространение которых было вызвано постепенной демократизацией книжной культуры.

На протяжении XIX – начала XX века технологически совершенствовались уже известные типы и виды книжных переплетов, оттачивались приемы и способы их художественно-полиграфического оформления. В 1870-х годах в русском переплетном деле происходит технический переворот, в результате которого был осуществлен переход от ремесленного способа производства книжных переплетов к фабричному.

В первые годы советской власти количество книг, выпускавшихся в издательских переплетах, не превышало 10%. Однако уже в 1928-1937 годах обложка и переплет были распространены в равной степени во многом за счет книг, выпускаемых Государственным издательством художественной литературы и издательством «Академия» (этими издательствами был начат также выпуск книг в суперобложках). Получили распространение следующие основные виды издательского переплета:
— цельнокартонный, со шрифтовой печатью на верхней крышке и корешке (первые собрания сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса, В.И.Ленина);
— издательский картонаж по типу дореволюционного, представляющий собой легкую бумажную обложку, наклеенную на картон – в этом виде широкое распространение получает обложка с мелким рисунком форзацной бумаги XIX века с имитацией наклейки с заглавием книги на верхней крышке (книги Госиздата, издательств «Земля и фабрика», «Академия», «Круг» и др.);
— цельноколенкоровый переплет с тиснением в одну-две краски, а иногда и золотом (многие книги издательства «Земля и фабрика»);
— составной переплет: коленкоровый корешок и сторонки, покрытые бумагой (издания преимущественно учебной и технической литературы различных издательств).
Обложки и переплеты тех лет не имеют единого стиля оформления, а отражают борьбу различных художественных направлений: конструктивистского, футуристического, реалистического и решаются разными средствами: с помощью фотомонтажа, реалистической иллюстрации, обобщающего рисунка, носящего динамичный, «плакатный» характер, шрифта, наборных типографских украшений.

В послевоенное время в переплетном деле начинают широко применяться новые материалы: гралекс-кожимит (плотная тисненая ткань со специальным покрытием, изготовленная на каучуке и имитирующая кожу), пластмасса, новые заменители тканевого переплета – армированная (то есть склеенная с редкой марлей) бумага и альбертин (картон, оклеенный цветной глазированной бумагой), целлофан (тонкая прозрачная пленка, придающая картону или бумаге красивую и блестящую, как бы лакированную поверхность) и др. Применяются и новые способы оформления переплета, приближающие его к переплету сегодняшнего дня*.

Парад современных шедевров
Покровные переплетные материалы, являясь важной частью полиграфической продукции, помимо эстетической функции должны еще и предохранять блоки от повреждений. Исходя из этой задачи, формируется ряд требований к современным переплетам: механическая прочность на разрыв, надрыв, истирание, многократное изгибание, жесткость в допустимых пределах, отсутствие скручивания при нанесении клея и т.д. Полимерное покрытие материалов должно быть эластичным, прочно удерживаться на основе, не слипаться и не ломаться на сгибах при многократном открытии книги. При этом важно, чтобы поверхность материалов хорошо воспринимала различные типы красок и тиснение фольгой, а также обладала высокой светостойкостью.

В соответствии с приоритетами в расстановке этих критериев подбирается материал для изготовления переплета.

Можно выделить следующие виды переплетных материалов: на бумажной основе, на тканевой основе, бумажные, из искусственной и натуральной кожи. Рассмотрим их подробнее.

На бумажной основе
Наиболее популярным переплетным материалом на бумажной основе является такой материал, как бумвинил.

Бумвинил представляет собой бумажную основу с односторонним поливинилхлоридным покрытием. Ассортимент материала формируется на основе комбинации цветовых оттенков, видов тиснения и нанесенного печатного рисунка. Состав полимерного слоя позволяет использовать современные технологии для отделки изделий: конгревное и блинтовое тиснение, тиснение фольгой, нанесение красочного слоя методом шелкографии.

Основные сферы применения бумвинила: для переплетов книг, фотоальбомов, ежедневников, удостоверений личности, телефонных книг, папок для документов, папок-меню, для отделки подарочных упаковочных коробок и т.д.

По словам Нины Ванеевой, менеджера компании ООО «Полиграфсервис», в производстве бумвинила довольно сильные позиции занимают отечественные производители: ЗАО «Ивановоискож» (г. Иваново) и ООО «Искусственные материалы» (г. Пушкино, Московская область). На это указывает и то, что переплетный материал «Бумвинил» производства «Ивановоискож» в 2002 году был удостоен дипломом программы «100 лучших товаров России» и является обладателем престижной международной награды «Золотая звезда качества» (Испания, Мадрид).

Говоря о переплетных материалах на бумажной основе, стоит отметить и такую голландскую компанию-производителя, как «Balacron International» (BNI), которая выпускает довольно известные на российском рынке материалы коллекции Balacron. Все переплетные материалы состоят из высококачественной целлюлозной основы, обеспечивающей оптимальное впитывание клея, и нетоксичного модифицированного ПВХ-покрытия. Лицевая сторона хорошо воспринимает горячее тиснение фольгой, блинтовое тиснение фольгой или без неё. Кроме того, материалы обладают высокой прочностью на истирание, светостойкостью и устойчивостью к многократному изгибу.
В зависимости от плотности переплётные материалы BNI предназначены для изготовления мягких и твердых обложек книг, буклетов, блокнотов и т.д. Широко практикуется применение в качестве отделочных материалов для адресных папок, удостоверений, дипломов.

Лариса Черепанова, менеджер компании ООО «Полиграфсервис»: «Наиболее известные торговые марки компании – Balacron, Baladek, Mundior, Ariane, Special. Это большое количество комбинаций плотностей, цветов (базовые – бордо, тёмно-зелёный, тёмно-синий, чёрный, бежевый; дополнительные – сложносоставные оттенки, двух- и трёхцветные сочетания, всего более 500 цветов), мелкофактурных и рельефных тиснений.

Поподробнее хотелось бы остановиться на серии «Special». Ассортимент этой торговой марки необычайно велик: в ней представлены переплетные материалы с металлизированной фактурой поверхности различного тиснения (Risono, Tango, Dust, Zefoor, Albeсo, Linea, Metallix), с матовой фактурой поверхности «под дерево и орех» (Walnut), с фактурой под кожу крокодила (Croco) и многие другие.

Ведя речь о материалах на бумажной основе, хотелось бы выделить и переплетные материалы американских производителей:

«Silktouch Thermo» – термореактивный материал, цвет которого при тиснении темнеет, благодаря чему создается великолепный цветовой контраст подобно тиснению на натуральной коже.

«Pellaq» – новый, оригинальный материал для переплетов дорогой полиграфической продукции. Он великолепно тиснится фольгой, клеится, подходит для трафаретной печати. Яркие модные цвета и оригинальные фактуры поверхности, имитирующие натуральную кожу змеи и крокодила, позволяют использовать его в производстве переплетов, скажем, для коллекционных изданий книг или ежедневников premium-класса.

«Beluga» – новый высококачественный переплетный материал. Поверхностное тиснение материала и большинство расцветок повторяет кожу морских скатов.

«Siltex» и «Kashgar» – эксклюзивные материалы, изготовленные из вискозного шелка. Применяются для дорогих книжных переплетов, папок, люкс упаковки и внутренней отделки книг.

Кроме вышеперечисленных переплетных материалов на бумажной основе стоит отметить такие материалы, как «Suedel Luxе» (Франция) и «Floсk» (Нидерланды). Эти материалы, имитирующие велюр, имеют мягкую и нежную поверхность. Применяются для книжных переплетов, фотоальбомов, люкс упаковки, декорирования. По ним отлично проводятся все виды тиснения, офсетная и трафаретная печать».

На основе хлопчатобумажной ткани
Покровные материалы на тканевой основе бывают как с открытой ткацкой фактурой, так и с нанесенным на поверхность покровным слоем.

К первому виду относится такой переплетный материал, как коленкор. Коленкор представляет собой хлопчатобумажную ткань, на обе стороны которой нанесено крахмально-коалиновое покрытие с добавками различных полимеров или без добавок. Изобретенный в Англии в 1825 году, коленкор уже с 40-х годов XIX века получил широкое распространение в русском переплетном деле, практически вытеснив из употребления все другие покровные материалы. Применение коленкора позволило изготовливать прочные, дешевые и красивые переплеты, разнообразные по цвету, характеру и способу отделки. С одинаковым успехом его использовали для изготовления как цельных, так и составных переплетов (в сочетании с кожей или бумагой), как дешевой массовой книги, так и роскошных, дорогих подарочных и библиофильских изданий. Сегодня коленкор используется при производстве переплетных крышек для широкого ассортимента печатной продукции. Возможна отделка тиснением фольгой или печатными красками.

Другое семейство переплетных материалов на тканевой основе представляет ледерин. Появившийся еще в начале ХХ века, ледерин представляет собой хлопчатобумажную ткань, на лицевую сторону которой нанесена цветная пленка, содержащая наполнители и пигменты. Материал может выпускаться с тисненым рисунком, с лицевым лаковым покрытием. Он имеет высокие показатели прочности на изгиб и истирание, хорошо подходит для тиснения фольгой, печати трафаретными красками. Широко применяется для изготовления удостоверений, папок.

Коленкор и ледерин производятся ОАО «Щелковской фабрикой технических тканей», г. Щелково Московской области.

Бумажные переплетные материалы
Бумажные переплетные материалы, пожалуй, наиболее демократичный вид покровных материалов.

«Efalin» («Zanders», Германия) – прочный переплетный материал с тиснением «тонкий лен», «рогожка», «куб», «верже» и без него. Запечатывается всеми видами печати, прекрасно тиснится фольгой.

«Luxpaсk» («Igepa», Германия) – бумажный переплетный материал европейского качества с тиснением «лен», «рубчик».

Оба материала применяются для переплетных работ и при изготовлении бумажных пакетов.

Материалы из натуральной кожи
Переплетные материалы из натуральной кожи на сегодняшний день являются, наверное, самым дорогим видом переплетов, поэтому применяются только для редких, эксклюзивных изданий.
Лариса Черепанова: «Среди ныне существующих переплетов этого типа хотелось бы выделить рециклированную кожу высшего класса «Wintan» (Италия). Данный материал производится из отходов высококачественной кожи, имеет внешний вид, запах, фактуру, и обладает свойствами натуральной кожи. Он отлично клеится, сшивается, поддается рельефному тиснению и тиснению металлизированной фольгой. Применяется этот материал для переплетных работ при изготовлении ежедневников, записных книжек, органайзеров, визитниц и т.д. Выпускается с различными фактурами поверхности, в разнообразной цветовой гамме, толщиной: 0,35; 0,50; 1,0; 1,5 мм».

Материалы из искусственной кожи
Нина Ванеева: «Спектр переплетных материалов из искусственной кожи необычайно широк. Остановимся на некоторых из них.

«Quinel Thermo» (Италия) – высококачественная искусственная кожа на нетканой основе. Имеет поверхностный слой с термореактивным покрытием, благодаря чему при тиснении без фольги поверхность материала темнеет, так же как у натуральной кожи. Материал применяется для переплетных работ при изготовлении записных книжек, ежедневников, фотоальбомов, книжных обложек, кожгалантереи, люкс упаковки и т.д. Выпускается с различными фактурами поверхности, в разнообразной цветовой гамме.

«Iguana Thermo», «Nebraska Thermo», «Prestige», «Vivella», «FSG Mirror», «FSG Winner» (Италия) – материалы с полиуретановым покрытием на нетканой основе. Широкая цветовая гамма с различными видами тиснений позволяет использовать их для переплетных работ при изготовлении всевозможной полиграфической продукции. Интересным качеством этих материалов является их способность при комбинированном воздействии температуры и давления изменять свой цвет. Кроме того, все они прекрасно клеятся, сшиваются, поддаются рельефному тиснению и тиснению металлизированной фольгой.

Отдельно хотелось бы упомянуть о высококачественном материале на нетканой основе, напоминающем натуральную замшу – «Quinel Mano» (Италия). Материал имеет термореактивный слой, благодаря которому при тиснении без фольги поверхность материала темнеет, так же как у натуральной кожи. Он применяется для производства записных книжек, ежедневников, фотоальбомов, люкс упаковки и т.д.»

Книга, так же как и человек нуждается в защите. И если человек не может быть полностью уверен в своей долговечности, то книга может жить веками благодаря качественному и грамотно сделанному переплету. Вот почему так важно правильно подобрать переплетный материал.

По словам Раисы Ягупьевой, директора компании ООО «Полиграфсервис, материалы на тканевой основе более прочные и применяются для переплетов объемных книг и журналов, энциклопедических изданий и т.п. Материалы из натуральной и искусственной кожи также достаточно прочные, но по цене значительно отличаются и поэтому используются в основном для элитных переплетов. Материалы на бумажной основе по прочности уступают натуральным материалам, но выигрывают в разнообразии оттенков, фактур и отделок.

Видео:

Рекомендуем почитать

  • СИЛОВЫЕ УСТАНОВКИ МОДЕЛЕЙ КОРАБЛЕЙСИЛОВЫЕ УСТАНОВКИ МОДЕЛЕЙ КОРАБЛЕЙ
    ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. Как известно, всякая самоходная модель, будь то модель самолета, корабля или автомобиля, есть машина, и, стало быть, существующие для них законы расчета и...
  • ЗАПУСК ЗИМОЙ — КАК ЛЕТОМЗАПУСК ЗИМОЙ — КАК ЛЕТОМ
    Запуск двигателя внутреннего сгорания даже легкового автомобиля зимой, да еще после длительной стоянки зачастую является большой проблемой. В еще большей степени этот вопрос актуален для...
Тут можете оценить работу автора: