БЛОК ПИТАНИЯ для нашей игровой мини-видеоприставки вполне можно подобрать от уже имеющейся аппаратуры. Но легко смастерить и специальную конструкцию по хорошо зарекомендовавшей себя на практике схеме (рис. 1). Для пущей надежности такой блок должен иметь защиту от короткого замыкания в нагрузке, гальваническую развязку от сети 220 В и обеспечивать на выходе стабильное напряжение +5 В даже при максимальном токе нагрузки 700 мА.
Как нельзя лучше здесь подойдет вариант с понижающим трансформатором мощностью 8—10 Вт, выпрямительным мостом (четыре полупроводниковых диода КД208А или микросборка КЦ405 любой модификации), стабилизатором на КР142ЕН5А и конденсаторами по 47— 1000 мкФ, рассчитанными на рабочее напряжение 16—25 В. В целях облегчения теплового режима и одновременного увеличения отдаваемого в нагрузку тока целесообразно установить микросхему DA1 на радиаторе с поверхностью, работающую на теплообмен и термоизлучение, не менее 2500 мм2.
Разумеется, нет ограничений для использования в блоке питания и другой схемотехники, включая импульсное регулирование. В последнем случае особое внимание следует уделить экранировке.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ СИГНАЛОВ. Как известно, без нее, позволяющей разобраться и надлежащим образом выполнить распайку проводников и радиоэлементов на контактные площадки процессорной платы, правильная сборка видеоприставки практически невозможна.
Зачастую быстро и верно сориентироваться в топологии процессора помогают нанесенные на плату пометки. В их числе уже упоминавшиеся не раз надписи и условные обозначения выводов электропитания (+5V, GND), сигналов для джойстиков (SYN, SYN2, РЕ, OUT1, OUT2), VIDEO, AUDIO и RESET. Но и в противном случае паниковать, право же, не стоит. Нужно лишь руководствоваться при работе с процессорной платой хорошо выверенной методикой, основанной на ряде общих положений в сочетании с «частными» особенностями.
Например, учитывать, что шины питания на печатной плате разведены более толстыми дорожками. Общий провод GND легко найти по соединению с ним «земельных» выводов от подавляющего большинства конденсаторов. А на +5V безошибочно укажут 3—4 параллельно включенные керамические конденсаторы емкостью 0,01 — 0,1 мкФ (с условной маркировкой, соответственно, 103-104). Одним концом они соединены с общим проводом GND, другим — с питанием +5V. Окончательно рассеять сомнения поможет «прозвонка» подстыковки картриджа к игровой видеоприставке непосредственно на электроразъеме (рис. 2).
Следует помнить, что кнопка ON/OFF подключается или между контактами +5V-IN, +5V согласно маркировке на плате, или последовательно с цепью питания +5V в качестве обыкновенного замыкателя-размыкателя. А кнопка RESET припаивается к GND и, соответственно, к контакту с маркировкой RES. Причем в соответствии с той же топологией сигнал RES в любом случае должен приходить на один из выводов БИС, а также на положительную обкладку конденсатора большой емкости (от 1 мкФ до 47 мкФ).
В исходном состоянии кнопка RESET разомкнута. Зато в момент нажатия на нее цепи RES и GND оказываются электрически соединенными друг с другом.
Для определения на процессорной плате остальных сигналов не обойтись без осциллографа или звукового индикатора.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ работ по сборке нашей мини-приставки вполне по силам любому из радиолюбителей, кому доводилось иметь дело с большими интегральными микросхемами. Сама же технология здесь такова, что сперва необходимо установить в 60-контактный разъем процессорной платы периферийное устройство, в начальном меню которого звучит музыка. Подойдет, например, китайский картридж на 500 и более игр, называемый в данном случае пробным. Затем кнопкой ON/OFF надо подать питание на процессорную плату. Нажать однократно кнопку RESET.
После этого при помощи осциллографа придется проверить сигналы на всех четырех (или пяти) контактных площадках разъема CN3. VIDEO должен иметь амплитуду 1—1,5 В с характерными телевизионными импульсами строчной (64 мкс) и кадровой (20 мс) разверток. Низкочастотный сигнал AUDIO величиной 0,5—1,5 В будет постоянно меняться по амплитуде и частоте в такт музыке.
Теперь можно подавать AUDIO и VIDEO через резисторы 0,51—2 кОм на телевизор. Сигнал AUDIO — для усилителя низкой частоты (гнездо МАГН или цепь AUDIOIN в разъеме подключения видеомагнитофона), a VIDEO — к одноименному входу VIDEO-IN. Допустимо воспользоваться модулем подключения компьютера к телевизору по низкой частоте (при этом «задействуются» цепи ВИДЕО и ЗВУК), хотя в любом случае в телевизоре должен быть установлен декодер PAL-SEKAM, иначе изображение будет черно-белым.
Входные сигналы первого джойстика SYN1 и РЕ необходимо искать при помощи осциллографа: на контактных площадках разъема CN1 подключения платы джойстиков. И помнить, что в начальном меню китайских картриджей импульсы РЕ имеют форму узких одиночных положительных всплесков с периодом 20 мс длительностью 10—20 мкс. Зато сигнал SYN1 содержит группу из восьми аналогичных импульсов обратной полярности с периодом 20 мс. Амплитуда в обоих случаях — около 5 В. Осциллограммы ввиду малой длительности импульсов лучше смотреть после делителя частоты на 2 (4, 8), собранного на любом двоичном счетчике, например, К555ИЕ5, К555ИЕ7.
Сигнал SYN2 для второго джойстика имеет параметры, аналогичные SYN1. Отыскивают его обычно с помощью осциллографа на одной из контактных площадок при запуске игры, рассчитанной на участие второго игрока (рис.3). Хотя существует также слуховой способ нахождения сигналов VIDEO и AUDIO. Для этого следует подключить звуковой индикатор или любой пьезоэлектрический излучатель (типа ЗП-1, ЗП-З, ЗП-22) одним концом к цепи GND, другим — поочередно к каждой из четырех-пяти контактных площадок разъема CN3 (стыковки) с платой модулятора и питания. Тихая мелодия начальной заставки укажет на наличие AUDIO. Низкий рокот 50 Гц будет свидетельствовать о присутствии VIDEO.
Аналогично можно определить на слух и местоположение сигналов SYN1, SYN2, РЕ. Дело в том, что начальное меню китайских картриджей позволяет услышать 50-герцевый рокот при подсоединении звукового индикатора (ЗП-1) между цепью GND и контактными площадками разъема CN1 только в двух случаях: при подключении к SYN1 — более громко, при подключении к РЕ — более тихо. Кстати, подобным образом проверяют и наличие SYN2 в игре, рассчитанной на двух игроков.
Согласно рассматриваемой методике после распайки проводов РЕ и SYN1 необходимо проконтролировать различие импульсов с периодом 20 мс на выходе OUT1 (при нажатии на одну из клавиш). Ну а в заключение требуется осуществить подключение провода OUT1 (от джойстика) к процессорной плате. Здесь весьма уместным оказывается использование последовательного перебора вариантов. При этом следует временно подсоединить 470-омный резистор к проводу, идущему от выхода OUT1 джойстика. Затем поочередной подпайкой другого конца данного сопротивления к контактным площадкам разъема CN1 можно экспериментально определить место, откуда поступает сигнал и вызывает нормальное функционирование джойстика. В дальнейшем временный резистор убирают, заменяя его перемычкой.
Рекомендуемая принципиальная электрическая схема игровой мини-видеоприставки приведена на рисунке 4. Анализируя ее, следует отметить дополнительное преимущество — ввод светодиодного индикатора включения питания HL1, который сбережет массу времени при поиске причин отказов устройства. Из других особенностей обратим внимание на конденсатор С1. Оказывается, таковой вовсе не обязателен, если вход AUDIO содержит разделительную цепь.
Мощность всех резисторов 0,125 Вт. Остальные узлы и детали, как и возможности замены на более распространенные, уже названы. Что касается использования переключателей и разъемов иных типов, то принципиальных ограничений здесь нет. Хотя желательно, чтобы все, примененное в игровой приставке «Мини-Денди», было малогабаритное.
Возможный вариант дизайнерского решения для самостоятельно собранного компактного видеоустройства изображен на рисунке 5.
С.РЮМИК, г.Чернигов