СТЕРЕОСКОП? ЭТО ПРОСТО!

СТЕРЕОСКОП? ЭТО ПРОСТО!Не секрет, что вместо массовой чернобелой фотографии еще более массовой и популярной становится цветная фотография. Это объясняется засилием удобных для съемки и доступных по цене автоматических камер-«мыльниц» и широким распространением пунктов быстрой проявки и печати цветных снимков.

В связи с этим, как мне кажется, возродится интерес к стереофотографии, для которой не хватало именно такой доступности цветной печати. Потому что получить на пленке приемлемую стереопару, как известно, можно и простым фотоаппаратом; а эффект от просмотра объемного изображения даже незамысловатых сюжетов ни с чем не сравним. Дело лишь за аппаратом для такого просмотра. Что я и хочу предложить изготовить читателям своими силами, поскольку сам бывший инженер-конструктор по фотокинотехнике и имею соответствующий опыт.

Двв слова о принципе получения стереоэффекта: каждый глаз должен видеть изображение объекта, полученное с небольшим смещением. Ведь и в жизни мы видим мир объемным благодаря тому, что зрачки отстоят друг от друга на расстоянии так называемого стереобазиса — это примерно 65—75 мм. Поэтому, если даже нет специального аппарата, можно и обычным сфотографировать сюжет два раза подряд с небольшим отступом вправо или влево — и получить стереопару. А для просмотра отпечатков с нее сделать простейший стереоскоп.

Его корпус получим из прямоугольной пластмассовой пластины размером 260×160 мм, придав ей после прогрева П-образный вид. В одной из стенок пропилим лобзиком или, на худой конец, прорежем разогретым на кухонной горелке ножом два окошка, межцентровое расстояние которых должно соответствовать вашему глазному. Ножовкой или круглым напильником подготавливаем отверстие для носа. Остается приобрести в любом магазине «Оптика» пару очковых стекол с диоптрией +10, что соответствует фокусному расстоянию 10 см (для его определения нужно число 100 разделить на величину диоптрий). При более слабых очковых стеклах изображение окажется меньше, а для более сильных придется брать другое расстояние от них до стереопары.

Стереоскоп

Стереоскоп:

1 — корпус, 2 — окно, 3 — вырез для носа, 4 — линза (очковое стекло, 2 шт.), 5 — прилив для крепления линзы, 6 — винт-фиксатор стереопары, 7 — стереопара.

Стереопара

Стереопара:

1 — основание (картон), 2 — фотография (2 шт.).

Поместив линзы внутрь выпуклыми сторонами, крепим их с помощью приливов, образуемых разогретой отверткой. В противоположную стенку вдавливаем и ввинчиваем разогретые винты — их шляпки станут упорами для карточки-стереопары.

Теперь дело за отснятым материалом.

 фотопунктах «Кодак» проявят вашу пленку и отпечатают снимки: каждый — по четыре размером 60×40 мм на одном листе. Для вас важно не их количество (с этого листа потребуется лишь один отпечаток), а формат. На картонный прямоугольник размером 145×70 мм наклеиваем два снимка, ‘ образующих стереопару, так, чтобы их центры оказались на расстоянии, равном межцентровому расстоянию ваших глаз (или стереобазису). Немного попрактиковавшись, можно добиться при просмотре максимального объемного эффекта.

Сюжеты стереофотографии могут быть самыми разными — от красивых пейзажей, натюрмортов, портретов до любых деловых и даже технических объектов. Главное, чтобы при съемке обычным аппаратом они были неподвижными. Если же требуется снять что-то в движении, то это удастся сделать, установив на общем основании два аппарата с синхронным спуском затворов и соблюдением расстояния между центрами объективов, равного упоминавшемуся стереобазису.

Предвижу удовольствие, которое вы, ваши друзья и близкие получите от просмотра стереофотографий: полная и очень приятная иллюзия того, что вы как по волшебству оказываетесь там, куда всматриваетесь.

В.ГАВРИЛОВ,

п. Иноземцево,

Ставропольский край

Рекомендуем почитать

  • СТОЛ-ПОЛКАСТОЛ-ПОЛКА
    Такую необычную форму стола освоила одна немецкая мебельная фирма. Оригинальность конструкции заключается в том, что столешница своим тыльным краем переходит... в полку. Это открывает...
  • МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР 1996-11МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР 1996-11
    В НОМЕРЕ: Общественное КБ: А.Жуков, А.Тимчемко. «Жук-42»: транспорт для неба и земли (2); Б.Рудов. Пристяжная... к велосипеду (6). Малая механизация: Р.Володин. «Гильотина» для...
Тут можете оценить работу автора: