Цветы — живые и даже искусственные — всегда украшают помещение. Смотрятся они гораздо лучше, когда для них выбрано подходящее место на стене, подоконнике или столе. Для горшечных растений обычно изготавливают подцветочницы — легкие столики на высокой ножке или специальные подставки. Они удобны тем, что их можно переставлять вместе с цветами. Конструкций подставок и материалов для них, наверное, столько же, сколько и цветов, но я хочу предложить свою.
Основной использованный мной материал — клепки (планки) отслужившего свое штучного паркета. Даже старые, они достойну лучшего применения, чем дрова для топки: ведь на клепки используются, как правило, твердые и ценные породы дерева. И если первое свойство материала для подставки особой роли не играет, то второе очень желательно. Ведь ценные породы дерева обычно имеют однородную структуру и красивую текстуру.
Форма подставки необычная: она в виде винта, поэтому особенно подходит для вьющихся (ниспадающих) декоративных растений и цветов.
В основании подставки — квадрат из ДСП толщиной 20 мм. Однако его можно сделать из тех же паркетных клепок, сплотив в щит и склеив необходимое их количество, благо кромки клепок выполнены в шпунт. Еще лучше выполнить основание двухслойным или даже трехслойным, ступенчатым, уменьшая размеры сторон каждого слоя.
Заготовка для подставки из паркетной клепки
В центре основания просверлено отверстие под своеобразную ось: в нем закреплен вертикальный штырь — стальной пруток диаметром 10 мм.
Подготовка клепок заключается в срезании у них паза и шипа и одновременной подгонке по ширине. Толщина всех клепок должна быть тоже одинаковой, а длина может варьироваться, в зависимости от вашего замысла.
Например, в самом простом варианте подставки длина всех клепок берется одинаковая. Они нанизываются на штырь одна за другой с постоянным угловым смещением (по часовой стрелке или против), как ступени винтовой лестницы. Угол смещения клепок зависит от их количества и подбирается экспериментально. Соприкасающиеся поверхности нанизываемых клепок предварительно смазываются клеем ПВА. По окончании сборки всех клепок на стержне их необходимо придавить каким-либо грузом (стальная болванка) — для выравнивания и лучшего склеивания деталей.
В другом варианте длина клепок меняется: от соразмерных с основанием вначале они постепенно уменьшаются у каждой последующей клепки — так, чтобы самые верхние соответствовали размерам подцветочной площадки вверху.
Вариант подставки с одноразмерными клепками:
1 — основание; 2 — штырь (сталь, пруток Ø10); 3 — клепки (дерево, L = 100, количество — по высоте); 4 — площадка под цветочницу; 5 — технологический груз (стальная болванка)
Подставка с клепками различной длины (с центральным или боковым расположением отверстия для штыря)
Оба варианта, кроме того, можно разнообразить также еще и переносом монтажного отверстия от края клепки в середину. Тогда форма подставки останется по-прежнему винтовой, и повысится устойчивость подставки.
Отделка клепок — по усмотрению мастера или в соответствии с интерьером. Но все же лучше, по-моему, тщательно отциклеванные и зашкуренные клепки просто покрыть лаком, или пропитать олифой, или обработать восковой мастикой и отполировать.
Когда я делал эти подставки из паркетных клепок, то увидел по телевизору сюжет об уничтожении пиратских компакт-дисков. Их свалили в кучу и раздавили гусеницами бульдозера. И тогда у меня возник еще один дизайн-проект: сделать подобную подставку из пиратских или бракованных CD в стиле техно. Жаль, что осуществлю его не скоро — у меня пока нет в наличии необходимого количества дисков. Понятно, что располагать диски следует дорожкой вверх, которая будет переливаться всеми цветами радуги и создаст необычайно красивый внешний вид подставки.
А. НАРВАТОВ, г. Вольск, Саратовская обл.