Прицельно-наблюдательный комплекс ПНК-4С обеспечивает командиру машины наблюдение за местностью, поиск и обнаружение цели, целеуказание и корректировку огня, ведение эффективного прицельного огня из пушки и спаренного пулемёта в режиме «дубль», ведение прицельной стрельбы из ЗПУ по воздушным и наземным целям. В состав ПНК-4С входит прибор ТКН-4С «Агат-С» со стабилизатором поля зрения по вертикали, датчик положения пушки и система управления ЗПУ.
На Т-90МС от Звезды установили комплекс управляемого вооружения (КУВ) 9К119 «Рефлекс», аналогичный применяемому на Т-80У. КУВ «Рефлекс» имеет полуавтоматическую систему управления с телеориентированием ракеты в лазерном луче. Комплекс 9К119 обеспечивает стрельбу по неподвижным и движущимся со скоростями до 70 км/ч целям на дальностях 100 — 5000 м при скорости танка до 30 км/ч. Это выгодно отличает его от КУВ 9К120, установленного на Т-72Б, допускающего стрельбу ракетами только с места и с коротких остановок. Кроме того, 9К119 допускает стрельбу и с использованием тепловизора.
Основной танк Т-90А:
1 — 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-5; 2 — осветитель ОТШУ-1-7 комплекса оптикоэлектронного подавления «Штора»; 3 — 12,7-мм пулемёт 6П49 «Корд»; 4 — пусковые установки системы 902В «Туча»; 5 — ёмкостной датчик ветра ДВЕ-БС; 6 — ящик и воздухопитающая труба ОПВТ; 7 — бочка с топливом; 8 — бревно самовытаскивания; 9 — выхлопной коллектор двигателя; 10 — бортовой резинотканевый экран; 11 — секция бортовой навесной динамической защиты; 12 — блоки навесной динамической защиты; 13 — блоки встроенной динамической защиты «Контакт-5»; 14 — оборудование самоокапывания; 15 — точная приёмная головка обнаружения лазерного излучения ТШУ-1-11; 16-бронировка головки прицела-дальномера/прибора наведения 1Г46; 17 — бронировка головки ночного прицела «Буран-М»; 18 — люк наводчика; 19 — грубая приёмная головка обнаружения лазерного излучения ТШУ-1-1; 20 — лючок для выброса поддонов; 21 — люк командира
Выстрел ЗУБК20 комплекса «Рефлекс» состоит из управляемой ракеты 9М119М и метательного устройства. Ракета 9М119М состоит из отсека управления, маршевого двигателя, боевой части, хвостового отсека и поддона. Рули раскрываются автоматически после вылета ракеты из ствола пушки.
Комплекс ТШУ-1-7 «Штора-1» в 3 — 4 раза снижает вероятность прицельного попадания в танк ПТУР с полуавтоматической системой наведения, а также создаёт помехи системам управления оружием противника с лазерным целеуказанием и лазерным дальномером. Комплекс состоит из станции оптикоэлектронного подавления (СОЭП), системы постановки завес (СПЗ) и системы управления. СОЭП состоит из двух осветителей ОТШУ-1-7, установленных в передней части башни и излучающих закодированный ИК-сигнал, препятствующий точному наведению ПТУР противника. СПЗ регистрирует облучение танка лазером противника, определяет направление на источник облучения, выбирает один из двенадцати гранатомётов, установленных на башне для постановки аэрозольных завес, выдаёт электрический сигнал, пропорциональный углу, на который необходимо довернуть башню с гранатомётами, и вырабатывает команду на отстрел гранаты, образующей аэрозольную завесу на удалении 55 м от танка. Таким образом обеспечивается защита от противотанковых боеприпасов противника с лазерным наведением.
В СПЗ применены пусковые установки системы 902В «Туча», из которых возможен отстрел не только аэрозолеобразующих гранат ЗД17, но и дымовых гранат ЗД6.
Т-90, как и Т-72Б, оборудован системами защиты от напалма «Сода», ППО ЗЭЦ1Э-1 «Иней», встроенным оборудованием самоокапывания и т.д. Система ППО 2-кратного действия включает в себя четыре баллона с огнегасящей смесью «хладон» 114В2 и 13В1. В МТО танка установлены 10 оптических и 5 термодатчиков.
Танк оснащён 12-цилиндровым многотопливным V-образным дизелем жидкостного охлаждения В-84МС мощностью 840 л.с. при 2000 об/мин. На выпускных коллекторах двигателя установлены сильфоны, смешивающие выхлопные газы с атмосферным воздухом, что улучшает температурный режим работы коллектора. Ёмкость внутренних топливных баков — 705 л.
Силовая передача и ходовая часть остались почти неизменными по сравнению с Т-72Б. Опорные катки Т-90 на 10 мм шире, чем у его предшественника. Движение танка ночью осуществляется с помощью ночного прибора механика-водителя ТВН-5.
На танке установлены УКВ-радиостанции Р-163-50У и Р-163-УП. Диалог между членами экипажа и десантом обеспечивает аппаратура внутренней связи и коммутации Р-174.
На основании поручения Государственной военно-промышленной комиссии СССР от 4 апреля 1991 года в КБ «Уралвагонзавода» приступили к проектированию командирского варианта Т-90, получившего в опытной разработке наименование «объект 188К».
Этот танк оснастили дополнительной радиостанцией Р-163-50К, танковой навигационной аппаратурой ТНА-4-3 и автономным агрегатом питания АБ-1-П28. После завершения испытаний на основании приказа министра обороны от 3 июня 1994 года «объект 188К» приняли на вооружение Российской Армии под обозначением Т-90К.
Двигатель В-84МС
Первые серийные Т-90 поступили в различные учебные центры. Первый же танковый полк (94 машины) был вооружён ими в 21-й Таганрогской Краснознамённой ордена Суворова мотострелковой дивизии (Сибирский военный округ). В середине 1990-х годов Т-90 получила и 5-я гвардейская Донская танковая дивизия, дислоцированная в Бурятии. В 1996 году Российская Армия официально остановила свой выбор на Т-90 как на перспективном танке для оснащения танковых войск. При этом, правда, количество выпущенных Т-90 было невелико: к середине 1998 года в войсках их насчитывалось около 120 единиц. Что касается производства, то к тому времени для Российской Армии оно полностью прекратилось.
Практически одновременно с созданием танка Т-90 в УКБТМ велась разработка его экспортного варианта — Т-90С. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1992 года была разрешена поставка Т-90С на экспорт. Начиная с марта 1997 года, различные модификации боевой машины стали неизменными участниками многочисленных военных выставок как в России, так и за рубежом. В 1998 году начались переговоры о поставке Т-90С в Индию и продаже лицензии на их производство. Принятию индийским правительством решения о закупке российских танков предшествовали обширные испытания, проводившиеся индийскими специалистами.
17 мая 1999 года три опытных образца Т-90С отправили в Индию. Эти танки отличались друг от друга комплектацией в зависимости от пожеланий заказчика. В частности на них устанавливались различные варианты СУО с тепловизи-онными прицелами «Ноктюрн» и «Эсса», могла размещаться и система «Штора». Наконец, две машины имели литые башни, а третья — сварную. Отправка танков в Индию была омрачена трагическим событием — 13 мая 1999 года на своём рабочем месте скончался главный конструктор УКБТМ В.И. Поткин. Министр обороны Индии в память о нём предложил назвать испытывавшиеся танки Т-90С именем «Владимир». Испытания проходили в пустыне Тар — местности, сильно пересечённой барханами высотой 20 — 30 м. Дневная температура достигала 54°С. В таких условиях каждый танк прошёл около 2 тыс. км без серьёзных проблем. В ходе боевых стрельб, проведённых в Индии, Т-90С поразили 80% целей, причём на дальностях до 3 тыс. м. После завершения испытаний все три машины возвратили на УВЗ, где они прошли переборку и дефектацию. Окончательную черту под результатами испытаний подвели в августе 1999 года в бронетире артиллерийского полигона НТИИМ, когда индийские специалисты оценили броневую защиту танка. После этого начался переговорный процесс по согласованию условий контракта, подписанного 15 февраля 2001 года на поставку Т-90С и передачу лицензии на их производство. Речь шла о 310 танках, 124 из которых должны были изготовить в России, а 186 — в Индии, из российских сборочных комплектов. В соответствии с контрактом индийской стороне передавалась также технология производства танков (без права реэкспорта выпущенных машин в «третьи страны») с соответствующей конструкторской документацией, боеприпасы, учебно-тренировочные средства, и производилась подготовка специалистов завода-изготовителя в г. Авади. Общая стоимость контракта превысила 800 млн. долларов.