«ДВУХЭТАЖНЫЙ» ... ЖУРНАЛЬНЫЙ

«ДВУХЭТАЖНЫЙ» … ЖУРНАЛЬНЫЙ

Столик на точеных ножках с полочкой сделан своими руками большей частью из бросовых материалов. Главные детали столика — столешница и полочка — изготовлены каждая из цельных отрезков широкой и толстой сосновой доски.

Такой материал нашел в старом, уже давно нежилом, почерневшем разваливающимся доме-бараке, построенном когда-то из вековой сосны. Доски пола (а точнее бы назвать их плахами) толщиной до 60 мм и шириной до 350 мм большей частью уже сгнили, но попадались уцелевшие куски. Сверху они были ровные и гладкие, на них сохранилась даже краска, а вот нижняя сторона обработана грубо: где распилена, а где только обтесана топором. Древесина имеет особый (приятный) запах времени, а под срезом — желтоватый (я бы сказал — золотистый) цвет. Еще бы отметил у нее и более четко проявившуюся текстуру (обычно у сосны рисунок выражен слабо). Собственно, эти доски (а точнее их обрезки) и побудили меня смастерить двухъярусный журнальный ретро-столик.

Двухъярусный журнальный столик
Двухъярусный журнальный столик

Отрезал две заготовки длиной около метра с цельной древесиной. Уже дома острым плотницким топором срубил слой (а точнее — несколько слоев) старой краски и постарался подровнять почти до плоскостей кривые нижние поверхности. Затем ручным электрическим рубанком выровнял-состругал доски до толщины в 28 мм. На лицевой поверхности лучшей доски разметил прямоугольник с размерами 730×330 мм под столешницу, а на второй доске наметил размеры полочки 630×310 мм с припуском по паре мм с каждого края по периметру на обеих досках.

Далее обработал кромки деталей по периметру ручным электрическим фрезером. После этого произвел разметку и сверление электродрелью с перовым сверлом диаметром 25 мм отверстий под ножки и балясины в столешнице и полке. Причем в столешнице выполнил глухие отверстия (гнезда) с тыльной стороны, а в полке — сквозные отверстия и сверление производил с лицевой стороны. Еще, от ножки до ножки (а точнее, от гнезда до гнезда), с тыльной стороны, выбрал фрезером пазы 10×12 мм под поперечные рейки усиления столешницы (перпендикулярно возможному растрескиванию доски). На полке таких пазов и реек делать не стал.

Ножки и балясины выточил из березовых брусков сечением 50×50 мм на токарном станке по дереву. Только точеные или гнутые ножки и балясины придают изделию стиль «ретро»! При точении важно было выдержать посадочный размер (диаметр 25 мм) под отверстия в столешнице и в полке, а также высоту шипов.

После этого тщательно зачистил шлифовальной машинкой все поверхности и кромки. В труднодоступных местах эту операцию осуществил вручную.

Выравнивание тыльной поверхности столешницы плотницким топором
Выравнивание тыльной поверхности столешницы плотницким топором
Выравнивание лицевой поверхности столешницы (по диагонали) электрическим ручным рубанком
Выравнивание лицевой поверхности столешницы (по диагонали) электрическим ручным рубанком
Изготовление гнезд в столешнице и отверстий в полке (ᴓ25)
Изготовление гнезд в столешнице и отверстий в полке (ᴓ25)
Вытачивание балясин и ножек на деревообрабатывающем токарном станке
Вытачивание балясин и ножек на деревообрабатывающем токарном станке

Сборку столика производил на ровной поверхности с мягкой подстилкой, уложив на нее столешницу лицевой стороной.

Первым делом — на клей и гвоздики в поперечные пазы вложил бруски усиления.

Затем в четыре гнезда вставил балясины, предварительно смазав их шипы клеем. Далее, на верхние (а фактически на нижние, так как столик собирается вверх ногами) на проточки-шипы балясин, наложил клей, совместил одновременно четыре отверстия диаметром 25 мм полочки и запрессовал ладонью.

Смазка клеем и установка балясины в гнездо столешницы

Смазка клеем и установка балясины в гнездо столешницы
Смазка клеем и установка балясины в гнездо столешницы

Завершающий этап сборки столика состоит из поочередной запрессовки на клею четырех ножек в отверстия полочки.

После этого столик перевернул (поставил на ножки) и до окончательного высыхания столярного клея прижал его двумя стопками толстых тяжелых книг.

В завершение (которое из-за сушки длилось дольше, чем сам процесс изготовления) покрыл изделие обычным растительным маслом в три слоя с промежуточной просушкой в две недели. После высыхания каждого слоя полировал поверхности куском плотной ткани до розового блеска. Текстура столешницы и полки проявилась как у дерева ценных пород.

А. Матвейчук,

г. Заводоуковск,

Тюменская обл.

Рекомендуем почитать

  • ГЕРКОНЫ В ТЕЛЕГРАФНОМ КЛЮЧЕГЕРКОНЫ В ТЕЛЕГРАФНОМ КЛЮЧЕ
    Геркон (от слов ГЕРметизированный КОНтакт) является переключателем с пружинными контакт-деталями из ферромагнитного материала, помещенными внутрь вакуумного или наполненного газом (азотом,...
  • ПОКА ИДУТ СТАРИННЫЕ ЧАСЫ…ПОКА ИДУТ СТАРИННЫЕ ЧАСЫ…
    В иных домах они есть — большие старинные часы в шкафу полированного красною дерева, с маятником и двумя большими блестящими гирями на цепочках. В таких часах кроется что-то...
Тут можете оценить работу автора: