Многие фотографы, и любители и профессионалы, продолжают с успехом использовать старые, давно снятые с производства среднеформатные камеры типа «Москва» различных модификаций и «Искра». Компактность, простота и удобство эксплуатации (а если потребуется — и ремонта) наряду с высоким качеством получаемых негативов или слайдов — вот основные критерии выбора приверженцев этой техники. Применяются же «Москва» и «Искра» в основном во всех жанрах фотографии, за исключением репродуцирования и макрофотографии. Объясняется это по вполне понятным причинам: сложность с наводкой на резкость и невозможность изменения положения жесткозакрепленного на одном месте объектива.
Установка метража на шкале объектива, м | Размер оригинала, мм | Расстояние от задней крышки до оригинала, мм |
Фотоаппарат «Искра» | ||
1 | 210×210 | 447 |
2 | 270×270 | 527 |
Фотоаппарат «Москва» | ||
«Бесконечность» | 400×250 | 600 |
1,5 | 240×170 | 480 |
Сделав необходимые расчеты, предлагаю владельцам «Москвы» и «Искры» специальную таблицу для фотографирования на близких дистанциях с корректированием фокусного расстояния насадочными линзами оптической силой в плюс две диоптрии. Линзы можно взять очковые, заказав их в оптических мастерских под размер оправки светофильтра с резьбой М33Х0,5.
Практика репродукционной съемки по приведенным таблицам показала, что освоить кадрирование с учетом параллакса не так сложно. Правда, для начала желательно потренироваться с дополнительным матовым стеклом, располагаемым в фильмовом канале.
И. КОВЛЕР