ПОБЕДНАЯ ТРАССА ЯНА ТИЛЬКА

ПОБЕДНАЯ ТРАССА ЯНА ТИЛЬКАВпервые увидев гонку на автомобилях «багги», я невольно вспомнил фронтовой эпизод: по проселочной дороге, изуродованной бомбами и снарядами, мчалась полуторка. Дорога простреливалась противником. Только человек отчаянной храбрости мог решиться проскочить совершенно открытый участок длиною около километра. И лишь крайняя необходимость могла заставить его это сделать. Как выяснилось впоследствии, водитель этой полуторки добровольно взялся отвезти боеприпасы стрелковому батальону, героически отбивавшему танковые атаки противника.

«Гостинцы кончаются! Гостинцы кончаются!» — исступленно кричал в телефонную трубку слова условного кода дежурный связист с КП батальона, хотя отлично знал: чудес не бывает и до наступления темноты «гостинцев», то есть боеприпасов, получить не удастся. Но чудо все-таки произошло: это было чудо человеческой смелости и самоотреченности, помноженных на изумительное мастерство вождения, плюс хорошее знание техники и ее возможностей.

Полуторка подпрыгивала на выбоинах, хитроумно маневрировала и, как заколдованная, продолжала двигаться к цели. И ушла от обстрела, всем смертям назло и на удивление тем, кто видел этот эпизод. У сидевшего рядом со мной в укрытии пожилого командира автобата на щеке блеснула слеза. Он вытер ее тыльной стороной ладони и отвернулся. Я не стал задавать вопросов: слова были не нужны.

Этот эпизод, как в кино, снова прошел передо мной во время соревнований автомобилей «багги». Так же возникали столбы вздыбленной колесами земли, так же облако черной пыли закрывало трассу, по которой с ревом неслись необычной формы машины, похожие на что угодно, только не на автомобили в привычном смысле этого слова. Соревнования автомобилей «багги» — суровое испытание выносливости и живучести этих машин и в не меньшей степени — моральных и физических качеств их водителей.

В защитных костюмах и шлемах, оборудованных не только специальными очками, но и противопылъными респираторами, накрепко привязанные к своим «анатомическим» сиденьям надежными ремнями безопасности, они похожи на инопланетян, случайно попавших на нашу Землю и способных на все. Машины на сложной трассе нередко сталкиваются и даже опрокидываются, что не мешает им без видимых повреждений снова включаться в гонку. Это обеспечивается системой особых устройств — дуг безопасности, отбойников и ограждений двигателя и ходовой части. Можно сказать смело: соревнования автомобилей «багги», как ни один другой вид автомобильных состязаний, способствуют подготовке водителей и механиков высшего класса.

Рис. 1. Общая компоновка и конструкция отдельных узлов

Рис. 1. Общая компоновка и конструкция отдельных узлов:

1 — продольная хребтовая балка (прямоугольная стальная труба 40X40), 2 — лобовая рама каркаса кузова, 3 — поперечный рычаг передней подвески, 4 — поворотный кулак, 5 — опорный диск переднего гидравлического тормоза, 6 — шкворень поворотного кулака, 7 — блок педалей, 8 — корпус блока педалей, 9 — бачок для тормозной жидкости, 10 — продольная боковая труба каркаса кузова, 11 — рулевой вал, 12 — место приборного щитка, 13 — рычаг переключення передач, 14 — рулевое колесо, 15 — наклонная труба системы дуг безопасности, 16 — поперечная труба, !7 — продольная труба, 18 — плечевые привязные ремни безопасности, 10 — топливный бак, 20 — задние наклонные грубы системы дуг безопасности, 21 — диагональная труба, 22 — задняя поперечная труба, 23 — воздухозаборник карбюратора, 24 — двигатель, 25 — кормовая часть хребтовой трубы, 26 — кожух системы охлаждения двигателя, 27 — задние амортизаторы, 28 — ведущее колесо (5X10), 29 — ведущая полуось, 30 — поперечный рычаг задней подвески, 31 — коробка передач (самодельная), 32 — баллон огнетушителя (пеногаситель выведен в моторный отсек), 33 — сиденье водителя, 34 —поясные ремни безопасности, 35 —переднее колесо (снято вместе с полуосью и тормозной системой), 36 — шланг гидротормозной системы, 37 — шаровой наконечник поперечной тяги, 38 — панель ключа зажигания и контрольной лампы зарядки аккумулятора, 39 — указатель температуры головки цилиндра, 40 — спидометр (от мотоцикла «Ява»), 41 — счетчик оборотов (тахометр), 42—панель выключателей электромоторов принудительного охлаждения

Смотр-конкурс журнала «Моделист-конструктор» в классе «багги-350 см3» был проведен во время открытого первенства Латвийской ССР по автомобилям «багги» 22—23 мая 1976 года в Риге. В соревнованиях приняли участие 38 машин разных классов, из которых наибольший интерес для юных техников представляют, несомненно, автомобили класса 350 см3 — самые доступные для изготовления в любительских условиях, а также коллективами станций юных техников и Дворцов пионеров. Не случайно больше половины машин, участвовавших в соревнованиях, было построено именно юными техниками из Москвы, Харькова, Эстонской и Латвийской ССР.

Первое место по суммарной оценке на смотре-конкурсе и в гонке по пересеченной местности на дистанцию 10 км занял молодой шофер из Эстонии Ян Тильк, годом ранее ставший чемпионом Прибалтики в этом классе. Его изящная, очень рационально спроектированная, ярко и с большим вкусом окрашенная машина была в центре внимания нескольких тысяч зрителей. А мастерство вождения, продемонстрированное Тильком, выше всяких похвал: он первым ушел со старта, намного опередил своих соперников и с удивительной легкостью преодолел все препятствия, встречавшиеся на трассе.

Так определилась лучшая машина 1976 года в этом классе. Напомним читателям: лауреатом конкурса «Багги-75», организованного нашим журналом, был «Клуб Вечного Поиска» (г. Харьков, ведущий конструктор В. Л. Тарануха).

Чем же отличается «багги-76» от своей предшественницы?

Ян Тильк создал принципиально новую конструкцию машины, решительно отказавшись от стереотипного использования деталей мотоколяски С3А. Это позволило ему значительно снизить общий вес, одновременно повысив прочность и надежность. В отличие от большинства построенных на сегодняшний день в СССР «багги-350», в которых почти без переделок используется ходовая часть мотоколяски С3А (рама, передний и задний мосты, главная передача), Ян Тильк применил мощную центральную балку из прямоугольной трубы сечением 40X40 мм, которая служит как бы хребтом всей конструкции и несет на себе узлы передней и задней подвесок, двигатель, главную передачу, Дуги безопасности и все остальное оборудование (рис. 2). В сочетании с двумя продольными бортовыми трубами круглого сечения Ø 35 мм получается трехгранная ферма, имеющая очень высокую жесткость. Дуги безопасности приварены к бортовым трубам и образуют замкнутый контур. В конструкции каркаса ходовой части широко использованы трубы прямоугольного сечения, что в значительной степени упростило и улучшило технологию сварочных операций.

Рулевое управление типа «сектор-червяк» взято от «Жигулей». Для гонок такая схема оказалась лучше реечной, примененной на мотоколяске С3А.

Поперечные рычаги подвесок, изготовленные из прямоугольной трубы сечением 25X25 мм, имеют сильно разнесенную по сравнению с С3А базу крепления к каркасу (около 60 мм!) и оборудованы сайлент-блоками на всех шарнирах качания. Передние подвески подрессорены одним пружинно-гидравлическим амортизатором каждая, задние имеют по два амортизатора от мотоцикла «Ява-350».

Рис. 2. «Багги-350 см3».

Рис. 2. «Багги-350 см3».

Крепление двигателя «ИЖ-350 Кросс» осуществляется непосредственно к хребтовой трубе (базке) с помощью щечек, также через сайлент-блоки. Благодаря этому отпала надобность применения «салазок», предусмотренных в конструкции силового отсека С3А, что, в свою очередь, дало экономию веса. Экономии веса Ян Тильк вообще уделил очень много внимания, и в этом плане его конструкцию с полным основанием можно назвать самолетной: нигде ничего лишнего.

Днище автомобиля Яна Тилька, от блока педалей до пожарной перегородки за спиной водителя, закрыто приваренным к хребтовой балке и боковым лонжеронам стальным листом толщиною 1 мм и снаружи имеет совершенно гладкую поверхность, которая облегчает преодоление таких участков трассы, где автомобиль может «сесть на брюхо».

Заслуживает внимания примененная Яном Тильком система всасывания. Он вывел всасывающий патрубок почти под верхний обрез дуг безопасности, предусмотрев несколько необычную, но очень рациональную форму воздухоочистителя в виде «двойного гриба». Вынужденное удлинение всасывающего патрубка карбюратора способствовало его «настройке» на оптимальные в условиях спортивной езды режимы работы двигателя.

В отличие от большинства спортсменов, строящих «багги-350» и применяющих шины размером 5X10, смонтированные на уширенных ободьях, Ян Тильк является сторонником использования такой резины в комбинации с нормальным ободом, но усиленными дисками. «Опыт показал, — говорит он, — что уширенные ободья, особенно при недостаточно аккуратном их изготовлении, быстро деформируются, рвут шпильки крепления и во время гонки могут подвести. А резина нормального профиля очень надежна и при некотором изменении формы протектора (удаление части рисунка) работает на ведущих колесах машины даже лучше, чем уширенная».

Тормозная система — гидравлическая, с двумя главными цилиндрами, раздельно работающими на колодочные тормоза передних и задних колес. Стояночный тормоз — только на задние колеса, управляемый ручным рычагом с трещоткой. Опорные щиты и тормозные барабаны самодельные, колесные тормозные цилиндры от автомобиля «Жигули». Приборный щиток автомобиля Яна Тилька оборудован спидометром, указателем числа оборотов двигателя (тахометр), термометром, показывающим температуру головки цилиндра, термометром наружного воздуха, амперметром и часами с секундомером. Рулевое колесо традиционно гоночного типа, самодельное, с деревянным ободом на облегченном основании из дюралюминия толщиной 5 мм. Сиденье водителя выколочено из листового дюралюминия, индивидуально-анатомического типа, с подголовником и привязными ремнями авиационного образца (поясные и плечевые лямки, замок на груди). Часть панелей внутри кузова автомобиля покрыта поролоновыми накладками в чехлах из цветного кожзаменителя, чтобы предохранить водителя от травм и ушибов при опрокидывании машины.

И еще одна интересная деталь: на двигателе «багги» Яна Тилька нет традиционной «воздуходувки», применяемой для Охлаждения. «Воздуходувка, — говорит конструктор, — это слишком большая роскошь: ведь она «съедает» три лошадиные силы! Кроме того, ее производительность во время гонки трудно регулировать. А холодный мотор — это так же плохо, как и перегретый! Поэтому для охлаждения в «нормальных» условиях я предусмотрел подход воздуха к двигателю по специальным направляющим из-под днища, а в трудную минуту, когда термометр показывает критическую температуру головки, в работу включаются два электрических вентилятора, крыльчатки которых расположены в непосредственной близости от цилиндра».

В заключение следует отметить, что конструкция автомобиля Яна Тилька на сегодняшний день оправдана только как спортивно-гоночная. А для подготовки и тренировки юных водителей, практической езды в детских автогородках и пионерских лагерях следует использовать списанные мотоколяски С3А с минимальными, допустимыми по техусловиям переделками и доделками. Только такой путь может обеспечить желаемую массовость новому виду технического творчества и спорта, названному коротким словом «багги».

С. ГРИГОРЬЕВ

Рекомендуем почитать

  • «УТКА» НА КОРДЕ«УТКА» НА КОРДЕ
    В первое десятилетие XX века «короли воздуха» (так называли пионеров авиации) не знали еще, как должен быть устроен хороший самолет. И очень часто на летательных аппаратах тех времен...
  • БОЛЬШАЯ… МАЛЕНЬКАЯ ПРИХОЖАЯБОЛЬШАЯ… МАЛЕНЬКАЯ ПРИХОЖАЯ
    Беда многих, даже современных, квартир - маленькие прихожие. Вот и приходится их владельцам проявлять чудеса изобретательности в попытках разместить на весьма ограниченной площади...
Тут можете оценить работу автора: