ЧЕРНИГОВСКИЕ ПАТЕНТЫ

ЧЕРНИГОВСКИЕ ПАТЕНТЫДети спешат. Они торопятся стать взрослыми. Эту детскую черту в целях воспитания первым использовал, пожалуй, А. С. Макаренко. Он загрузил ребят настоящей работой и превратил безответственных сорванцов в серьезных людей, гордых собой и своим трудом.

Именно таких, серьезных и вдумчивых людей, увидела я и в зале одного из павильонов ВДНХ, когда там проходил Всесоюзный семинар юных техников. Участниками его были дети, подростки — обычные школьники, но они выходили на трибуну, и в их выступлениях звучала взрослая озабоченность большими делами. Юные механизаторы колхоза «Россия» Ставропольского края сами ремонтируют сельхозтехнику своей ученической бригады. Юные воировцы Кубани конструируют малогабаритные тракторы и навесные орудия к ним и используют их для работы на небольших школьных массивах. В Горьковской области школьники выращивают и собирают на своих полях отличный урожай.

Речь шла о вещах, далеких в нашем представлении от ребячьих увлечений. Обстановка в зале напоминала ту, какая бывает, когда собираются на совет мастера своего дела. Лица внимательные, в глазах боязнь упустить слово. Чувствовалось, что эти дети представляют собой реальную рабочую силу, на которую можно рассчитывать, а если нужно — и опереться.

И. П. Евдокименко руководит последними приготовлениями к отправке агрегатов на ВДНХ СССР.

И. П. Евдокименко руководит последними приготовлениями к отправке агрегатов на ВДНХ СССР.

Что порождает такое чувство, объяснила чернокосая большеглазая дивчина из Чернигова. Поразили глубокой осознанностью слова:

— Главное — мы знаем: то, что мы делаем, очень нужно людям, облегчает труд.

Это сказала Таня Соколова, чертежница из кружка Ивана Петровича Евдокименко.

ЗЕМЛЯКИ КОРОЛЕВА

Чернигов — удивительный город. Впервые упомянут в «Повести временных лет» под 907 годом. За свою историю он подарил русской культуре такие памятники и столько таких имен, что и одного было бы достаточно, чтобы прославить на века даже более крупный город. В Чернигове — первый из сохранившихся архитектурных шедевров, построенных русскими зодчими. Здесь бывали Пушкин, Шевченко, Гоголь, Репин, Глинка. Здесь жил и умер великий украинский писатель-революционер М. М. Коцюбинский, неподалеку родился А. Довженко. Хранит черниговская земля память о служившем в местном гарнизоне Емельяне Пугачеве, о народовольце Дмитрии Лизогубе, легендарных героях революции и гражданской войны Антонове-Овсеенко, Подвойском, Щорсе, Виталии Примакове.

На Черниговщине родился Кибальчич. Здесь (вот совпадение!) прошло детство С. П. Королева. Стремление оправдать звание земляков — великих конструкторов — и не дает спокойно спать черниговским мальчишкам и девчонкам…

Робкими пятиклашками неуверенно заглядывают они в двери учебных мастерских, где занимается с ребятами Иван Петрович — руководитель конструкторского кружка по сельскохозяйственному моделизму областной станции юных техников. И уже, как правило, не уходят отсюда до самого окончания школы.

— Я с недоверием отношусь к тем, кого приводят за руку мамы и папы. Другое дело, если ребенок пришел сам. Значит, его привели к нам интерес, безотчетная любовь к машинам, к металлу, — говорит И. П. Евдокименко. — С такими интересно работать, и чаще всего их первое увлечение становится профессией.

Я заметил, что дети обязательно займутся тем, чем ты сам увлечен. Ученики не будут «держаться», если сам относишься к делу формально.

У Евдокименко они «держатся». Энтузиазм его заразителен. Таких, как Иван Петрович, немного — утверждает Григорий Борисович Порт, директор Черниговской СЮТ. Может сутками возиться с ребятами в мастерских — жалко уходить, не закончив очередного приспособления. Может надолго задержаться с кем-то одним, если видит, что нужны его опыт и поддержка. И, познакомясь с ним, как-то сразу понимаешь, за что его благодарно любят ребята: он принимает их всерьез.

В мастерских у Ивана Петровича не играют «понарошке». Здесь работают. Не просто осваивают токарный, фрезерный, сверлильный станки, а делают на них детали механизмов, которые сообща конструируют. Не просто «развивают пространственное воображение», а изготовляют рабочие чертежи собственных машин. И сами решают, какой процесс наиболее нуждается в их срочном вмешательстве. Сами вынашивают, доводят и оттачивают до последнего винтика идею. Сами облекают ее «в плоть и кровь» и сами же первыми испытывают модель

А потом на станцию приходят письма, подобные этому: «Плодотворная

работа конструкторского кружка заключается в профессиональной подготовке учеников школ. Многочисленные конструкции механизмов, машин, устройств, разработанные кружком, имеют народнохозяйственное значение». Ни много ни мало. Сказано отнюдь не ради красного словца, отзыв принадлежит ученым, сотрудникам Украинской научно-исследовательской станции пчеловодства Приходят авторские свидетельства Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР. Приходят заявки от колхозов, организаций и заводов: «Разрешите приехать. Просим сделать столько-то образцов».

МЕД НА ПОТОКЕ

Евдокименко появился на Черниговской СЮТ в 1953 году. За эти годы кружок по сельскохозяйственному моделизму разработал 105 конструкций моделей механизмов, машин, устройств. 11 внедрено в производство. Среди них — навесной тракторный подъемник, позволяющий снимать двигатель с зерноуборочного комбайна, навесные устройства к тракторам для транспортировки минеральных и органических удобрений в садах, по междурядьям. И особое место в работе кружка занимает, конечно, механизация пчеловодства.

Давно, с самого детства, увлекся Иван Петрович пчелами. А теперь эта, казалось бы, незначительная отрасль сельского хозяйства стала объектом пристального изучения и конструкторских поисков его кружка.

Дело еще и в том, что Черниговщина — родина культурного пчеловодства, здесь в прошлом веке работал изобретатель первого в мире рамочного улья Петр Прокопович Но с того времени механизация пчеловодства развивалась очень мало, многие трудоемкие процессы до сих пор выполняются вручную. Кружок сельхозмоделизма взял на себя роль продолжателя дела Прокоповича.

Ребята начинают с того, что как следует знакомятся с технологией «подопытной» операции. Происходит это обычно в одном из ближайших к городу хозяйств, куда они выезжают на тематические экскурсии. Эти экскурсии заранее включены в план и являются неотъемлемой частью работы. «Понаслышке» здесь ничего не делается, все положено представлять живо, осязаемо. Тут же с помощью опытных пчеловодов (Иван Петрович — в их числе) ребята ставят перед собой определенную поисковую задачу по разработке новой конструкции.

Машины для распечатывания сотов, например. Существующие машины с вибрационными насосами неудобны и малопроизводительны. Поэтому пчеловоды предпочитают распечатывать соты обыкновенными пасечными ножами. Юные черниговские изобретатели разработали и изготовили в своих учебных мастерских принципиально новую ротационную установку для распечатывания сотов производительностью 600 рамок в час. Соты помещаются в специальную кассету. Нажатием кнопки рабочий опускает кассету, и, пока она идет вниз, восковая печатка снимается игольчатыми резцами и сбрасывается в специальный резервуар, а кассета со вскрытой медоносной рамкой поднимается вверх. Ее остается только снять. Вся операция занимает ровно 4 секунды.

ЧЕРНИГОВСКИЕ ПАТЕНТЫ

Установка работает в комплексе с многорамочной кассетной медогонкой, конструкция которой тоже принадлежит юным черниговцам. Небольшие, тек называемые хордиальные, медогонки существовали у нас в России с 1814 года. Их работа заключалась в следующем: кассеты с открытыми сотами устанавливались в круглый барабан по хордам (отсюда и название: хордиальная) и под действием центробежной силы мед откачивался. Был у этих медогонок один существенный недостаток: одновременно откачивался

мед только с одной стороны четырех сотов. Затем барабан приходилось останавливать, вытаскивать соты, переворачивать и повторять операцию. Техника, что и говорить, «на грани фантастики»! Евдокименковские питомцы предложили очень простую вещь. Они расположили соты в барабане не вертикально, а горизонтально, в несколько ярусов. Теперь мед откачивается сразу с обеих сторон сорока сотов. Номинальная производительность такой медогонки — 100 рамок в час, за 10 часов можно откачать мед от ста пчелиных семей.

Комплекс для механизации пасечных работ (сюда входит еще переносной подъемник корпусов улья и несколько других устройств) передан Министерством сельского хозяйства СССР для промышленного производства и внедрения на пасеках колхозов и совхозов. Все эти изобретения получили патент…

А Евдокименко продолжает «фонтанировать» идеями сам и мастерски пестовать творческую фантазию ребят. Он педагог, как и конструктор, «милостью божьей».

Педагогический институт имени Т. Шевченко отдал в его полное распоряжение прекрасно оборудованные учебные мастерские. Здесь он занимается со студентами инженерно-педагогического факультета и здесь же нашел место для юных техников. К слову, много ли найдется у нас преподавателей вузов, которые с такой серьезностью и самоотдачей работали бы с детьми? А Евдокименко не жалеет для них ни душевной своей щедрости, ни знаний, ни опыта мастеровитого человека и талантливого инженера. Сама его личность — лучшее воспитательное средство. Настоящие станки, обстановка неустанных исканий завораживают ребят. И старших, и младших.

ИЗОБРЕТАТЬ — ЭТО НЕ ПРОСТО

Что же привлекает их на занятиях Евдокименко? Мне кажется, прежде всего — возможность проявить и проверить себя, узнать меру своих способностей.

— Мне было двенадцать лет, когда я вступил в кружок, — рассказывает Боря Лысенко. — Со станками еще не был знаком, на уроках труда успели показать только самые простые приемы, а здесь через год я мог уже работать на токарном станке; сейчас Иван Петрович доверяет мне и сверление, и нарезание резьбы. У себя в школе я инструктор по металлообработке. И со старшими приятелями есть о чем поговорить, с теми, кто работает на производстве. Очень люблю делать что-то своими руками. Интересная это штука! Хоть и не простая, и трудно бывает. Но когда видишь, что сделанное тобой приносит пользу, появляется какая-то гордость!

Этот парень не станет допоздна торчать в подворотне, бренчать на гитаре песенки сомнительного свойства и небрежно оглядывать проходящих мимо девчат. У него есть занятия интересней и значительней. Потому и отношение к нему другое.

По выходе из кружка ребята получают 3-й и 4-й разряды токаря, фрезеровщика, слесаря и рабочую характеристику. С этими документами их охотно берут на черниговские предприятия и нередко ставят прямо к станку — у воспитанников СЮТ добрая репутация. Работает на машиностроительном заводе знатный рационализатор Виктор Сомов — в прошлом юный техник. Братья Валентин и Виктор Стилецкие — талантливые слесари-универсалы. Более десятка изобретений и рацпредложений имеет инженер-конструктор одного из исследовательских институтов Юрий Чернов. Многие бывшие кружковцы стали студентами Евдокименко в институте. Интересно, что, закончив институт, они обычно и сами руководят детским техническим творчеством в школах.

В 1965 году работы кружка были отмечены Почетной грамотой Верховного Совета УССР. Это сразу подняло престиж станции юных техников. Авторитет станции теперь «работает на нее»: многие из бывших воспитанников — ныне руководители предприятий, институтов — и, конечно, ни в чем не могут отказать кружковцам. Знают: дают не для пустых забав, все окупится, пойдет на хорошее, нужное дело. Серьезно сотрудничают с юными черниговскими конструкторами научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации Академии педагогических наук СССР, специализированное конструкторское бюро зооветеринарного приборостроения, где осуществляется промышленная разработка их конструкций. Казахская опытная станция пчеловодства, упомянутая уже Украинская научно-исследовательская станция пчеловодства. С нею у ребят постоянное «деловое содружество».

Ну как тут, скажите, не гордиться собой, не чувствовать себя равными среди взрослых! Но хвастовства, зазнайства нет в учениках Евдокименко. Все, с кем я встречалась, и Наташа Власова, и Коля Ткач, и Лида Петрушенец, и Валера Кузьменко и Саша Дарнопых, — обыкновенные, скромные, по-юношески застенчивые ребята. Не могут они «зазнаваться» — знают цену успеха. Ведь конструирование новых машин — это огромный, тяжелый труд.

Он учит терпению, скрупулезной аккуратности, умению зачеркнуть, если нужно, годы работы и все начать заново.

— Ротационную машину мы переделывали шесть раз, — вспоминает Иван Петрович. — Бывали случаи, работаем «под строжайшим секретом», и, кажется, победа — рукой подать. Вдруг приходит из Бюро патентов письмо: в 1924 году в Швейцарии (допустим) изобретен точно такой же аппарат.

И все приходится выкинуть.

Вот еще одна замечательная грань педагогического метода Евдокименко — он воспитывает неутомимых исследователей, настойчивых и упорных, идущих к цели наперекор трудностям и неудачам. Не знаю, выйдут ли из них Королевы, но хорошие люди, добрые и умелые работники — обязательно!

Г. ЦИЛЕВИЧ, наш спец. корр. г. Чернигов

Рекомендуем почитать

  • ХВОСТОВАЯ БАЛКАХВОСТОВАЯ БАЛКА
    моделей планеров классов А1 и А2 должна удовлетворять трем требованиям — жесткости, прочности и малому весу. Лучшие результаты дает использование конусных тонкостенных стеклопластиковых...
  • МАРКИМАРКИ
    Ежедневно мы пользуемся огромным количеством вещей и уже практически перестали их замечать. Но оказывается в производстве незначительных на первый взгляд вещей кроется масса...
Тут можете оценить работу автора: