«ДВУСТВОЛКА» ДЛЯ СТЕРЕОФОТО

«ДВУСТВОЛКА» ДЛЯ СТЕРЕОФОТОУспехи в развитии фотографии последних лет сделали её доступной каждому желающему. Простая фотосъёмка с получением без хлопот достаточно дешёвых, но колоритных и качественных снимков на материалах различных фирм в специальных пунктах предали забвению весьма интересную область фотографии, пользовавшуюся когда-то популярностью. Речь идёт о стереофотографии, или объёмной. Для этого выпускались и специальный стереофотоаппарат «Спутник» с двумя объективами, и стереоскопы для просмотра полученных снимков.

Между тем, освоить этот вид съёмки и внедрить его в свою фотопрактику без особых затрат может всякий фотолюбитель, тем более — профессионал. А ощущения и впечатления от просмотра стереоснимков доставят радость даже самому искушённому зрителю.

Принцип стереофотографии заключается в самом зрительном восприятии человеком окружающего мира. Дело в том, что мы рассматриваем объекты двумя глазами, «разнесёнными» на величину В = 60…80 мм, именуемую глазным базисом. Вследствие того, что для каждого глаза картины слегка различаются и кажутся плоскими (сравните их, поочередно закрывая левый или правый), при рассмотрении объекта одновременно обоими глазами происходит зрительная пространственная ориентация предметов и выявляется их объёмность — так называемый стереоэффект. Но даже если смотреть двумя глазами на телевизионные, фотографические или полиграфические изображения, они будут всё равно плоскими, поскольку получены съёмкой одним объективом.

Другое дело, когда объект снят с двух точек, отстоящих друг от друга на величину глазного базиса (чем больше В, тем значительнее стереоэффект, однако устанавливать базис свыше 100 мм не следует). При рассмотрении полученных отпечатков двумя глазами одновременно (левый — левым глазом, а правый — правым) возникает качественно новое восприятие, ничем практически не отличающееся от естественного зрения и обеспечивающее эффект присутствия.

Простейший вид стереоскопической съёмки может быть осуществлён фотографированием неподвижных объектов: пейзажей, натюрмортов, интерьеров одним фотоаппаратом любой модели (например, с форматом кадра 24×36 мм) последовательно с временным промежутком 3 — 4 секунды с двух точек. Можно снимать и портрет, если за время двух экспозиций человек будет неподвижен. Аппарат при этом следует держать в руках в вертикальном положении. Сделав из полученных двух негативов по одной фотографии размерами 9×13 см, изготовьте из них стереопару. Для этого обрежьте симметрично полученные снимки до размеров 9×6 см и наклейте их вплотную друг к другу на общую картонку так, чтобы расстояние между центрами снимков не превышало величины минимального глазного базиса (В = 60 мм). Теперь их можно рассматривать с помощью обычных очков с линзами от +3 до +8 диоптрий. Для большего удобства можно изготовить ещё приспособление, изображённое на рисунке 1, из двух листов тонкого алюминия размерами 200×100 мм. Один согните пополам через стержень диаметром 5 — 7 мм и сделайте в нём ножовкой внизу прорезь. Это будет шторка. Затем отогните на 90° полоску панели, на которой будут располагаться фотографии стереопары. Шторка, надетая прорезью на загиб, должна быть перпендикулярна к панели и находиться посередине.

Рис. 1. Приспособление для рассматривании фотографий стереопары

Рис. 1. Приспособление для рассматривании фотографий стереопары:

1 — шторка; 2 — панель для фотоснимков; детали выполнены из листов тонкого алюминия
 

Рис. 2. Фиксирование фотоаппаратов при помощи стержня для съёмки вертикально расположенными кадрами

Рис. 2. Фиксирование фотоаппаратов при помощи стержня для съёмки вертикально расположенными кадрами:

1 — первый фотоаппарат; 2 — соединительный стержень (СтЗ, стержень d10…12); 3 — второй фотоаппарат

Рис. 3. Кронштейн фиксирования фотоаппаратов для съёмки горизонтально расположенными кадрами

Рис. 3. Кронштейн фиксирования фотоаппаратов для съёмки горизонтально расположенными кадрами

Рис. 4. Стереоскоп

Рис. 4. Стереоскоп:

1 — задняя стенка (фанера s 10,2 шт.); 2 — декоративные кнопки (8 шт.); 3 — основание (фанера s20); 4 — зеркало 50×40 мм (2 шт.); 5 — стойка (дерево)

В некоторых пунктах обслуживания фотографов стали практиковать новый вид печати — на одном листе бумаги делают фотографии размерами 18×24 мм каждая со всех кадров плёнки. Если их
разрезать и смонтировать на картонках попарно на расстоянии 60 мм, то получатся совсем недорогие стереопары.

Рассматривать их, однако, следует уже через линзы с оптической силой преломления не менее +10 диоптрий. В этом случае проще приобрести соответствующие линзы и, изготовив для них простейшую оправу (например, фанерная пластина с двумя отверстиями диаметром 40 мм), закрепить на ней линзы хотя бы клеем.

Как видно, способ прост и доступен каждому. Если имеется ещё один фотоаппарат, то творческие возможности легко расширить и начать фотографировать двумя аппаратами одновременно (можно использовать и разные модели) даже подвижные объекты: оживлённые городские улицы, группы людей.

Для этого нужно всего лишь изготовить из круглого прутка диаметром 10 — 12 мм стержень с резьбой на обоих концах, соответствующей резьбе гнёзд аппаратов. Длина стержня должна быть такой, чтобы после навинчивания на него аппаратов базис составлял 60 — 100 мм (рис.2). Для того, чтобы после взаимного фиксирования аппараты оказались в одной плоскости, следует воспользоваться шайбами, хотя бы картонными. Теперь, «поймав» объект съёмки в один из видоискателей, нажмите одновременно две спусковые кнопки (на обоих аппаратах) — и дело сделано.

Для съёмки горизонтально расположенными кадрами плёнки следует изготовить другую, тоже несложную приставку (рис.З) из листового металла с отверстиями под резьбовые гнёзда фотоаппаратов. Требования к креплению фотоаппаратов остаются те же. Дело в том, что есть возможность рассматривать и горизонтально расположенные снимки. Но при первом способе этого нельзя
было делать из-за того, что минимальный формат снимков, изготовляемых в фотолабораториях, — 9×13 см, и сильно урезать их нецелесообразно.

Если изготовить стереоскоп (рис.4), то можно рассматривать любые снимки. Он несколько сложнее, чем шторка, но вполне доступен для изготовления домашнему умельцу. Более того, в этом случае чем крупнее формат снимка, тем лучше впечатление. Предлагаемый стереоскоп рассчитан на фотографии размерами 15×10 см. Для вертикально расположенных снимков на его задних больших стенках, выполненных из 10-мм фанеры, вбиты декоративные кнопки со шляпками (на чертеже — чёрные). А для горизонтально расположенных — две пары остальных. При вводе и фиксировании отпечатков сверху или сбоку они друг другу не мешают. Для совмещения левого и правого изображений в зрительном канале в одно стереоскопическое служат два обычных плоских зеркала размерами 50×40 мм и более (такие продаются в парфюмерных отделах). Они крепятся клеем на общей деревянной стойке, которая жёстко установлена на основании из многослойной фанеры. Кроме зеркал никакой оптики здесь не требуется, поскольку суммарное расстояние от каждого глаза до соответствующего снимка равно 200 мм — расстояние наилучшего восприятия. Впрочем, и здесь возможно рассматривание в очках, если вы их носите повседневно.

Следует отметить важную особенность этого способа. Поскопьку зеркала «переворачивают» изображение, то при печати с негативов следует указать, чтобы её производили с перевёрнутой эмульсией наружу плёнки, что легко осуществимо.

При изложении названного способа мне в голову пришла, в общем-то, очевидная, но интересная мысль. Представьте себе, что вы снимаете объекты спаренными видеокамерами, тоже закреплёнными на общей приставке-основании, как и фотоаппараты. А затем прокручиваете два отснятых фильма одновременно через два видеомагнитофона на два отдельных телевизора и рассматриваете совмещённое зеркалами изображение с обоих экранов, как в стереофотографии. Что получится? А получится не что иное, как стереотелевидение на дому!

В заключение хочется пожелать читателям успехов в освоении этого интересного жанра фотоискусства и отметить одну особенность. Если базис В при съёмке больше глазного, то объект при рассматривании будет выглядеть меньше. И наоборот.

А. ГАВРИЛОВ, п. Иноземцево, Ставропольский край

Рекомендуем почитать

  • КОЛЕСНЫЙ… ВЕРТЕЛКОЛЕСНЫЙ… ВЕРТЕЛ
    Организуя дружескую встречу-пикник у реки-озера или на какой-нибудь живописной лесной поляне, устраивая ли семейное торжество (а то и официальный прием) в своей «загородной резиденции» —...
  • ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ ОТ КАБРИОЛЕТА ДО КУПЕТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ ОТ КАБРИОЛЕТА ДО КУПЕ
    Период с середины 1950-х до начала 1970-х годов, пожалуй, самый романтичный в истории автомобилестроения. В это время даже компании с консервативной политикой решались на самые смелые...
Тут можете оценить работу автора: