КОПИРУЕМ СО СЛАЙДОВ

КОПИРУЕМ СО СЛАЙДОВ

Тем, кто снимает на цветную обратимую пленку, не раз приходилось испытывать сожаление оттого, что нельзя одновременно с красочным диапозитивом иметь черно-белый негатив, позволяющий быстро делать отпечатки на бумаге. Причина такого сожаления проста: слайды для просмотра требуют затемненного помещения, необходимо доставать, устанавливать проектор и экран. Фотоотпечатки же не связаны с какой-либо подготовкой, их легко захватить с собой, отправляясь в гости, или переслать друзьям по почте. Да и долговечность фотографии значительно выше — заново отпечатанные, они будут сочны и тогда, когда слайды выцветут и поцарапаются от частых просмотров. Конечно, единичные слайды можно переснять с помощью фотоувеличителя или сделать кадры негативов в копировальной рамке; но изготовление таким способом большого количества копий весьма трудоемко и чревато риском поцарапать их эмульсию при обработке в общей ванне. Приобрести же специальную приставку для пересъемки имеет возможность далеко не каждый фотолюбитель.

Предлагаю несложную конструкцию копировального станочка для слайдов, расчитанную на изготовление из подручных материалов в домашних условиях. Здесь для копирования служит распространенная позитивная пленка МЗ—ЗЛ, обрабатываемая при красном свете в проявителе для фотобумаги.

Общий вид конструкции показан на рисунке. К подставке на двух стойках крепится столик. На нем установлены две стандартные кассеты: для неэкспонированной и экспонированной пленки. К столику между кассетами приклеена прокладка, покрытая черной матовой бумагой. Она необходима, чтобы компенсировать толщину стенки кассеты в месте выхода пленки. Шарнирно укрепленная на столике рамка через упругие полоски из микропористой резины удерживает прижимное стекло. Для точного взаимного ориентирования пленки и кадрика слайда служат фиксаторы, расположенные на подвижной плате. Поролоновая подушка, обеспечивая свободу перемещения фиксаторов относительно столика в вертикальном направлении, стремится удерживать их в верхнем положении. Благодаря этому при поднятой рамке со стеклом фиксаторы выступают примерно на 3—5 мм, позволяя надеть на них отверстия перфорации обеих пленок.

При опускании рамки стекло утапливает фиксаторы, плотно прижимая оригинал к будущей копии. После экспозиции, когда рамка поднята и слайд снят, ленту нужно передвинуть на длину использованного участка. Для этого нажимают на утолитель фиксаторов, которые «спрячутся» в столик и не будут мешать транспортированию ленты. Последнее осуществляется вращением головки приемной кассеты. Перемотать в нее необходимо весь открытый участок ленты, считая при свете лабораторного фонаря количество отверстий перфорации. Вновь опущенная рамка запирается защелкой.

Устройство для копирования слайдов
Устройство для копирования слайдов:
1 — подставка, 2 — стойка (2 шт.), 3 — столик, 4 — подающая кассета, 5 — прокладка, 6 — рамка, 7 — прижим (2 шт.), 8 — прижимное стекло, 9 — фиксатор (4 шт.), 10 — подвижная плата, 11 — поролоновая подушка, 12 — утолитель фиксаторов, 13 — головка приемной кассеты, 14 — зажим, 15 — приемная кассета, 16 — опорный гребень.

Столик изготавливается из 6…8-миллиметровой фанеры. В местах, где располагаются съемные крышки кассет, следует стамеской сделать углубленные на 2…3 мм площадки. Корпуса кассет и прокладка приклеиваются к столику эпоксидным клеем, а стойки — казеиновым либо столярным. Отверстия для прохода фиксаторов сверлятся в столике заодно с прокладкой и платой. В последней с нижней стороны отверстия раззенковываются (под головки алюминиевых заклепок, из которых делаются фиксаторы; верхние концы их скругляются, а головни сажаются на эпоксидный клей). Рамка выпиливается из пластины дюралюминия или текстолита. К ней приклеиваются полоски из микропористой резины и устанавливается стекло размером 42×50 мм, выпускаемое для фотоувеличителей. К краям рамки крепятся также детали шарниров и пружинной защелки. Подушка из поролона приклеена к подставке, которая соединена со стойками шурупами с головкой впотай. Утолитель выгибается из 2-миллиметровой стальной проволоки в виде буквы П; концы загнуты на 90° и вставляются в отверстия соответствующих шарниров. Контакт утолителя с платой осуществляется через опорный гребень, который можно сделать из отрезка 3-миллиметровой медной проволоки; чтобы опускание фиксаторов происходило без сильного перекоса и заедания, гребень необходимо разместить строго посередине между парами фиксаторов. Согнутые под углом 90° концы проволоки вжимаются с трением в отверстия, проделанные для этого в плате, а сама проволока по всей длине удерживается на ней клеевым соединением.

Описанная конструкция допускает широкую замену материалов для изготовления деталей и способов их соединения. В случае, если предполагается интенсивное пользование станочком, имеет смысл отказаться от неразъемного крепления кассет: для возможности периодической замены их на новые, с чистыми «бархотками», можно использовать крепление их с помощью металлических скоб. Полезно также вложить в кассеты колечки из микропористой резины, располагая их между «глухим» донцем и катушкой, это создаст трение при вращении катушек и достаточное натяжение пленки на рабочей поверхности столика. Катушка приемной кассеты дорабатывается — к ней присоединяется отрезок такой же катушки с рифленым кольцом из пластмассы толщиной 3—5 мм. Перед склеиванием деталей катушек на отрезанную половину надевается крышка кассеты.

Работают с копировальным станочком, как уже говорилось, при красном свете лабораторного фонаря. Перед началом копирования серии слайдов сделайте пробу, не заправляя конец ленты в приемную кассету. В качестве источника света при экспонировании удобно использовать фотоувеличитель, установив станочек на его доске. Пробный кадр отрезается ножницами и обрабатывается в проявителе для фотобумаги. Определив продолжительность «базовой» экспозиции, негативные копии можно затем дублировать, варьируя время. По окончании копирования весь кусок пленки заряжается для обработки в бачок, ход процесса можно корректировать. Визуальный контроль проб позволяет еще в ходе копирования изменять контрастность копии в нужную сторону. В этом одно из преимуществ такого способа получения негативов со слайдов по сравнению с пересъемкой их фотокамерой.

Описанным способом можно делать копии со слайдов и на цветную негативную или обратимую пленку. Правда, в этом случае работать необходимо в полной темноте, а экспонирование осуществлять источником света, цветовая температура которого должна соответствовать типу используемой пленки, либо применить конверсионные светофильтры. Кстати, с помощью светофильтров (можно использовать корректирующие из набора для цветной фотопечати) есть возможность устранить на копии цветовые дефекты оригинала.

Ю. ПРОКОПЦЕВ

Рекомендуем почитать

  • МИЛЛИФИОРИ ПРЕСС-ПАПЬЕМИЛЛИФИОРИ ПРЕСС-ПАПЬЕ
    +ВИДЕО. По-итальянски миллифиори означает 1000 цветов, так же миллифиори — старая теплодувная техника, открытая в 15 веке в Италии. Когда вырезаются кусочки цветного стекла, им...
  • «БЫСТРОХОДНАЯ МАШИНА» ИЗ ИТАЛИИ«БЫСТРОХОДНАЯ МАШИНА» ИЗ ИТАЛИИ
    К 1930-м годам итальянская автомобильная промышленность достигла высокого уровня развития и приобрела значительный опыт в изготовлении бронеавтомобилей. Поэтому, покупая в 1929 году...
Тут можете оценить работу автора: