НА «СПЕЦИАЛИСТЕ» — КАК НА ГИТАРЕ

НА «СПЕЦИАЛИСТЕ» — КАК НА ГИТАРЕСреди пользователей персональных компьютеров немало тех, кто вынужден до сих пор довольствоваться «Специалистом». Особенно в сельской глубинке, к многочисленным бедам которой добавились финансовые трудности и отсутствие надлежащего программного обеспечения для осевшей там электроники устаревших типов. А потому разработка, призванная расширить возможности компьютера «Специалист» до обучения игре на 6-струнной гитаре, может заинтересовать читателей.

Предлагаемая мною программа НОТА (табл. 1) занимает в памяти ПК всего лишь 3640 байт, так как написана в машинных кодах и основательно отлажена. После ее загрузки выполняется старт с адреса 400 (G400 — директива монитора). При этом высвечивается меню:

1 Ввод партитуры

2 Вывод партитуры

3 Запись партитуры

4 Выход в монитор

При входе в пункты 1 и 2 на экран ПК выводится схематичное изображение грифа гитары с обозначенными струнами и ладами. Справа появляется подсказка, как работать с программой, а слева — запись протокола ввода. Ноты кодируются прописными буквами латинского алфавита: С (ДО), D (РЕ), Е (МИ), F (ФА), G (СОЛЬ), А (ЛЯ), Н (СИ). В качестве знаков альтерации используются # (диез) и @ (бемоль). Номера же октав обозначаются соответствующими цифрами.

Таблица 1. Машинные коды программы «Нота» для обучения игре на 6-струнной гитаре с помощью ПК «Специалист»

Таблица 1. Машинные коды программы «Нота» для обучения игре на 6-струнной гитаре с помощью ПК «Специалист»

В результате ноты получают по три параметра: имя, знак повышения (или понижения) тона, номер октавы. Например, D#2 есть ничто иное, как РЕ-диез второй октавы. Знаки альтерации при ключе надо учитывать во время ввода каждой ноты.

Если записывается аккорд, то между нотами ставится двоеточие. Например, G 1:Н 1:Е 2. Пробел между буквой и цифрой указывает на отсутствие повышения или понижения тона.

Любая партитура разбивается на такты. Им присваивается буква М с соответствующим номером для облегчения поиска программой того такта, с которого назначен вывод аппликатуры.

Важно, чтобы номер такта обязательно был двузначным (во избежание путаницы), но не превышающим 99. Так, для оцифровки первого такта следует использовать М01, а не М1.

Каждый шаг работы с программой сопровождается краткими пояснениями в правой стороне экрана. Однако не исключается возникновение особых ситуаций, когда порядок действий из-за краткости выводимых сообщений становится не совсем понятным.

Рассмотрим ввод нескольких тактов одной из партитур. Для его осуществления согласно программе потребуется:

— Войти в меню по директиве монитора G400.

— Ввести 1.

Программа переключится в требуемый режим. При этом появится запрос:

1 ПРОДОЛЖИТЬ ВВОД

2 НОВАЯ ПАРТИТУРА

Допустим, что работа только начинается. Тогда следует вводить 2. В результате появляются изображение грифа и подсказка о формате ввода, а также о принятых условных обозначениях. Курсор автоматически устанавливается в появившееся окно.

Вводим (в регистре LAT!!) М01 [ПС], а следом — первый аккорд Н 0:F#2 [ПС] из двух нот. Наблюдаем, как на условном изображении грифа появляются сплошные метки, указывающие, в каких конкретно местах на реальной гитаре рекомендуется прижимать струны. А в окне ввода (черными символами на белом фоне) — координаты этих меток.

В частности, у ноты СИ нулевой октавы (Н 0) таких меток две. Их координаты Н6 и С5. У ФА-диез второй октавы (F#2) меток будет уже четыре, с координатами Q4, L3, Н2, С1.

В правой части экрана появится запрос:

ПРОДОЛЖИТЬ ВВОД (ВК) ВЫБРАТЬ МЕТКИ (Е)

Если пользователь определился, в каком месте грифа удобнее прижимать струны, то необходимо нажать кнопку (Е). И, наоборот, когда для уточнения выбора надо посмотреть, где будут расположены метки следующих вводимых нот, следует нажать (ВК).

Допустим, ситуация в пользу второй из упомянутых выше. Нажав (ВК), переходим к вводу второго аккорда: А 1 :Н 1(ПС).

Увидим, как в дополнение к ранее выведенным добавятся метки второго аккорда.

Для выбора нужных меток введем (Е). На мониторе получим подсказку о порядке дальнейших действий. Согласно рекомендациям выберем на каждой из высвеченных строк в окне только одну метку. Учтем также, что ввод координат нужных меток предписано осуществить в той же последовательности, в которой расположены ярко выделенные строки.

После ввода С5 С1 С3 А2(ПС) окно вывода очищается, и в нем появляются выбранные нами метки, причем с менее яркой фактурой.

Для продолжения такта М01 введем D#1:F#2(ПС) и выберем В4 С1(ПС). Пробел между В4 и С1 здесь не обязателен.

А1:1Н 1(ПС) является последним аккордом такта М01. Рекомендуемые для него метки С3 А2. Для ввода второго такта наберем на клавиатуре М02(ПС) и дальше будем действовать, как изложено выше. Что же касается меток такта М01, то их можно выбрать и вслед за вводом первых нот такта М02.

После всех нот такта М03 выберем К для завершения процедуры ввода. Программа выйдет в меню.

Представим ситуацию, когда при вводе, например, ноты Н 0 в такте М01 партитуры сделана ошибка — не проставлен пробел между Н и 0. В этом случае необходимо вернуться с помощью клавиши курсора на нужную позицию и исправить оплошность. При этом все символы, следовавшие за ошибкой, лучше ввести заново.

Если «прокол» типа ошибочной строки Н 0:Р@2(ПС) — как известно, ФА-бемоль не бывает — замечен не сразу, то программа выведет на экран монитора:

ТАКОЙ НОТЫ НЕТ ВВЕСТИ ТАКТ ЗАНОВО

Придется в срочном порядке выполнить подсказку-приказание. То есть повторить ввод, но правильно: Н 0:F#2. Номер такта при этом указывать не надо.

Все сказанное относится к случаям, когда ошибка закралась в любую строку такта.

Для сохранения введенной партитуры на ленте следует «задействовать» третий пункт меню. Нажав на 3, легко узнать адрес начала и конца буфера, после чего воспользоваться директивой 0 монитора. Более того, предусмотрено продолжение ввода партитуры, ранее записанной на магнитофон. Разумеется, ее надо предварительно загрузить, а затем выбрать пункт ПРОДОЛЖИТЬ ВВОД в уже рассмотренном выше режиме.

Принятая в программе нумерация октав.

Принятая в программе нумерация октав.

Пример партитуры.

Пример партитуры.

Основная же цель программы — показать аппликатуру введенного произведения. Для этого предназначен пункт 2 меню. После переключения в этот режим программа запросит номер такта, с которого надо начать вывод аппликатуры на монитор.

Следуя такому предписанию, введем, скажем, М01(ПС). Подсказка на экране поможет разобраться, что следует предпринимать в дальнейшем. Возможно, в процессе просмотра выводимой аппликатуры появится необходимость в выборе другого варианта расстановки меток. Для этого в меню вывода предусмотрен специальный пункт (Е) — редактирование.

Допустим, что в такте М02 решено поменять аппликатуру для второй строки (аккорд G 1:Н 1:G 2). Значит, надо прежде всего найти в режиме вывода нужную строку, после чего нажать (Е). С появлением же соответствующего меню следует ввести G 1 :Н 1:G 2(ПС). А когда программа выведет все метки для этого аккорда, выбрать лишь нужные.

После вывода нового варианта программа сама переключится в режим вывода аппликатуры.

Уместно немного сказать и о совместимости данной разработки с остальным программным обеспечением ПК «Специалист». При написании рассматриваемой программы привязка к монитору — минимальна. Адреса использованных подпрограмм — С818, С803, С010, С815, С809. Адрес вершины стека — 75ЕF. Перечисленные подпрограммы совместимы со всеми типами мониторов. Некоторые опасения у пользователей способна вызвать лишь точка выхода в монитор по адресу С954. Особенность ее в том, что после выхода в монитор содержимое экрана неизменно. Значит, возможно повторное использование информации, ранее выведенной на экран. Именно это и применяется в данной разработке при записи партитуры на магнитофон. Текст буфера, формируемый программой, начинается с адреса 1000Н. В ячейках по адресам 0670Н, 0671Н содержится текущий адрес конца буфера вводимой партитуры.

Для тех, кто желает доработать программу или просто просмотреть буфер, ниже приведен формат последнего.

«М» I «0» | «1» | «ПС» | «нота» | «#/@» | «октава» |»:» | «мб» | «сб» | «нота» | и так далее, где «мб» и «сб» — это младший и старший байты экранного адреса метки. Ну а если будет введен не аккорд, а одиночная нота, то в буфере вместо кода символа будет код «ПС». В ячейках с адресами 0673Н, 0674Н запишется текущий адрес указателя буфера выделенных меток.

 

Особенностью предлагаемой разработки является то, что в зависимости от режима использования она сама себя модифицирует. Поэтому и выходить желательно через меню — нештатные действия грозят превращением данной программы в испорченную «игрушку».

 

К сожалению, автор разработки не изучал классическое сольфеджио в полном объеме, а потому настоятельно рекомендует перед вводом выбранной партитуры активнее прибегать к широко распространенной программе-подсказке МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА, адаптированной к ПК «Специалист». Хотя и звучит введенная таким образом партитура, по отзывам взыскательных музыкантов, немного лучше телефона, улавливание ритмики произведения становится вполне возможным даже для людей с отнюдь не абсолютным слухом.

 

Ну а тем, кто как истый радиолюбитель загорится желанием проверить изложенную программу, можно порекомендовать уже готовую партитуру широко известного произведения «Вдоль по улице метелица метет» в переложении для 6-струнной гитары (табл. 2). Здесь все настолько четко и ясно, что даже МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА никому не потребуется. Для удобства редактирования текст партитуры приводится с рекомендуемыми метками.

 

Таблица 2. Партитура и метки, рекомендуемые для редактирования на ПК «Специалист», мелодии «Вдоль по улице метелица метет» в переложении для 6-струнной гитары

 

Таблица 2. Партитура и метки, рекомендуемые для редактирования на ПК «Специалист», мелодии «Вдоль по улице метелица метет» в переложении для 6-струнной гитары

 

В заключение еще несколько рекомендаций для будущих пользователей программы НОТА. Помните: в ней — машинные коды, выведенные по директиве D монитора, с той разницей, что с правой стороны — контрольная сумма каждой строки. Поэтому при вводе кодов в компьютер рекомендуется использовать программу «Найти и исправить», опубликованную в журнале «Моделист-конструктор» № 7 за 1990 год (с. 47).

 

Следует отметить, что кроме основного строя (МИ, СИ, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ, МИ) гитара для некоторых произведений настраивается с понижением шестой струны (МИ, СИ, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ, РЕ). При встрече с такими случаями в программу необходимо вставить другой блок из 250 байтов. Содержание этой вставки выходит за рамки данной статьи, а потому не приводится.

 

А. МУХАМЕДШИН, г. Бишкек, Республика Кыргызстан

Рекомендуем почитать

  • ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ (от Су-7 к Су-7БКЛ)ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ (от Су-7 к Су-7БКЛ)
    В годы Второй мировой войны на Западе истребители, модифицированные для поражения наземных целей, стали называть истребителями-бомбардировщиками. После завершения войны они получили...
  • ПЛАНЕР А-1ПЛАНЕР А-1
    После почти десятилетнего перерыва возобновляется проведение Всесоюзных соривнований авиамоделистов-школьников. Они будут выступатъ в командах юношей с моделями трех новых...
Тут можете оценить работу автора: