ОКНА

Ежедневно мы пользуемся огромным количеством вещей и уже практически перестали их замечать. Но оказывается в производстве незначительных на первый взгляд вещей кроется масса интересного и познавательного. Развлекательная программа «Конвейер МК» раскроет секреты изготовления самых простых на первый взгляд вещей. Сегодня в программе: ОКНА.

Вы могли бы жить в доме без окон? Нет? Действительно, жизнь в доме без окон была бы лишена необходимого комфорта и уюта. А без стёкол в окнах? Тоже нет? Пыль, холод, шум улицы… Крайне не удобно и не практично! Мы, современные люди, давно привыкли и уже не можем представить себе ни одного строения, ни одного дома без, таких необходимых и нужных нам, окон. Но, неужели так было всегда? И как же жили наши предки?!

Принято считать, что первые окна http://www.soft-windows.ru/myagkie-okna-tula/, соответствующие современному пониманию этого слова, появились около четырех тысяч лет назад, на острове Крит. Но, к сожалению, после гибели крито-микенской цивилизации мир надолго забыл об этом удобном изобретении. Оконные проемы в их современном виде появились только несколько веков назад, можно сказать, совсем недавно по меркам истории. В древности же жилища практически не имели окон. И это понятно. Сказывалось стремление человека обезопасить себя от изнуряющей жары или холода, да и просто от опасности. Стекло еще не изобрели, а как защитить от стихии проемы тогда не знали. Также считалось, что через незащищенное отверстие в стене могут проникать злые духи. Постройки древних цивилизаций Средиземноморья – Греции, Египта, Рима – в принципе не имели оконных проемов. Однако их мог компенсировать внутренний дворик – единственный источник света.

Древние греки и римляне долгое время обходились совсем без окон. Свет в дома поступал сквозь узкие щели в стенах или беспрепятственно проникал в покои через обширные проемы, выходящие прямиком во внутренний двор дома. Подобный же принцип освещения жилища использовался у древних шумеров и египтян. В Древнем Египте у домов имелось верхнее боковое освещение. Свет проникал через проемы, расположенные под кровлей. Они были забраны решетками, чтобы в дом не залетали птицы – вестники несчастий и бед. В постройках Древней Греции окно имело вид узкой щели и было редкостью – например, в женской половине дома оно вообще не предусматривалось и имелось только в зале для пиров. Однако люди пытались создать, если и не само окно, так его иллюзию. В домах имелись ниши, которые имитировали проемы и были раскрашены «под цвет неба».


А как же поступали наши славянские предки? Как обстояло у них дело с дневным освещением дома? В древнерусских жилищах, как крестьянских, так и городских, окна были крошечными и, естественно, пропускали ничтожно мало света. По престижности на первом месте стояли слюдяные оконницы, а в крестьянских домах использовали и рыбий паюс, и бычий пузырь, и холст, тонкие деревянные пластины, зимой – даже обычный лед. Всего сто лет назад вместо стекла в такие окошки вставляли слюду, налимью кожу, бумагу – вот насколько были сильны традиции. Но, как известно, у нас дни короткие, а зимы долгие. Поэтому и придумали наши предки так называемое волоковое окно, то есть специальная задвижная доска «заволакивала» оконный проем. Света сквозь такое окно проникало еще меньше, однако это компенсировалось специальным расположением оконных проемов. Например, так называемые косящатые окна, которые название свое получили оттого, что состояли они сразу из трех окон – центрального, приподнятого относительно двух боковых, и большего по размеру, и снабжались двумя косяками, рамным переплетом и притолокой.

Со временем жилье стали строить из камня, но окна все равно оставались как и раньше. В истории известны дома как совсем без окон, так и дома с окнами самой разнообразной формы – от средневековых небольших окон-бойниц до, так называемых «французских» окон, занимающих большую часть стены. Со временем щели в стенах стали делать шире и крупнее. Для защиты от холода, ветра и посторонних глаз, оконные проёмы прикрывали деревянными ставнями. Большие и высокие окна загораживали металлическими решётками либо резными пластинами из известняка, терракоты или мрамора. Например, в палатах XVII века оконный проем расширяли внутрь помещения для лучшего освещения, а сами окна были в виде арочных ниш. Оконницы, то есть рамы, делали из железа – белого или красного, сеткой переплетенного трех- и четырехугольниками, кубов, кругов, а слюду стали раскрашивать различными рисунками, отчего светлее и виднее не стало. Окна закрывали ставнями, поскольку слюдяные оконницы от холода почти не защищали. Ставни для пущего тепла стали обивать мехом или сукном. Вторые, зимние, рамы придумали позднее.

В Европе в эпоху Ренессанса стали делать оконные проемы больших размеров. Подобная новинка прижилась у нас благодаря Петру Первому. Петр, открыв «окно в Европу», решил сделать большие окна и в отечественных новостройках. Однако, как у нас водится, это нововведение пришлось внедрять силой. Для этого даже издавались особые государственные указы, но патриархальная Русь настороженно относилась ко всяким новшествам. Интересен указ Петра 1714 года, в котором говорилось: «Каким манерам дома строить… брать чертежи от архитектора Трезини», то есть для строительства зданий создавались образцовые проекты. Появились в строящемся Петербурге и некие образцы для подражания, – дворец А. Меньшикова, Летний и Зимний дворцы. Мол, прорубай, русский народ окна «пошире», да пускай в дом света поболе… И – началось. Вдоль фасадов зданий протянулись ряды широких оконных проемов, само число их заметно увеличилось. Большие окна, с мелкой расстекловкой, характерной для того времени, исправно освещали комнаты. В оконные переплеты уже начали вставлять стекла.

К слову, оконное текло появилось только в первом веке нашей эры. С началом массового строительства верхних этажей в Риме стекло вошло в употребление. Маленькие окна обычно закрывались целым листом стекла, в большие же вставлялись деревянные или бронзовые рамы. Однако вплоть до 18 века стекло стоило баснословно дорого. Подобную роскошь могли себе позволить только в очень богатых домах. Остальные довольствовались менее ценными материалами… В России окна со стеклами появились только во второй половине 17 века. Стекло было не лучшего качества: мутное, зеленоватого цвета и очень толстое. Привычная слюда, привозимая в Россию из Западной Европы, и то, была гораздо прочнее и прозрачней. Со временем, секреты изготовления стекла перестали быть тайной и, получив статус мирового общественного достояния, стали использоваться в широком производстве.

Однако не все вязалось с нашим климатом – например, окна-двери, модные в те времена во Франции. Их использовал архитектор Леблон при строительстве центрального зала Петергофского дворца. В России подобное новшество не прижилось. Даже сам Петр запретил окна-двери для других залов дворца – «зело холодно, и поддувает сквозь них велико». В дворцах и богатых домах XVIII века помещения делились на те, где хозяева демонстрировали роскошь, соответствующую их положению, так называемые парадные и те, что попроще – жилые. Лучше прочих освещалась центральная зала – двумя рядами окон, расположенных по вертикали. Голубой зал Останкинского дворца представляет собой пример такого классического интерьера. Форма же окошек в жилых помещениях могла быть различной – круглой, овальной, собственно квадратной и многоугольной. Еще появились помещения, которые справедливо было бы назвать верандой, даже беседкой, в те времена они назывались «фонарик». В усадьбе князей Юсуповых, например, есть гостиная, где часть комнаты с колоннами, скругленными, а между колонн застекленные рамы вместо стен. Очевидно, что это помещение не для зимы, но зато красиво и светло.

В XVIII веке архитекторы в кровле здания стали размещать так называемый световой фонарь. Хорошо, конечно, итальянцам с их мягким климатом, но такие фонари и наши суровые зимы – вещи не очень совместимые. Приходилось эти стеклянные фонари закрывать защитными деревянными колпаками. Например, в Останкинском дворце в Египетском павильоне. Для пущей сохранности это «окно в крыше» по указанию графа Шереметьева еще и укутывали войлоком. В те времена в руководствах по архитектуре говорилось, что стены, располагающиеся под окнами, надо делать тонкими «для близкого подходу», а окна советовали делать такого размера, чтобы «сидя смотреть было способно». Окно должно было быть не только устроено для освещения, но и для любования окрестностями. Поэтому рядом с высоко расположенными окнами строили специальный помост с площадкой и лесенкой к ней. Вроде бы все хорошо – светло, просторно, остается лишь жить и радоваться жизни. Однако, здания в стиле классицизма уже в начале XIX века современники называли малопригодными для жилья. Конечно, высокие узкие окна, фонари в потолке, анфилада комнат выглядят красиво, но чопорные и холодные парадные залы хороши для полонезов и мазурок, которые танцевали на проводимых здесь балах. А владельцы особняков жили в маленьких, но уютных комнатах на втором этаже и в так называемых «антресолях». Оконца же в таких помещениях были крошечными, подслеповатыми…


Таково начало оконной истории… Но, человеческий гений не любит останавливаться на достигнутом. В XXI веке бурное развитие технологий и смелые идеи инженеров и дизайнеров всего мира представляют нам окна самых различных форм и модификации. Тем самым создавая новый виток истории этого гениального изобретения человечества – окна. К сведению, самые первые пластиковые окна появились в середине 50-х годов прошлого века. Эти окна были произведены из однокамерного ПВХ профиля со штапиком на наружной стороне и очень посредственного качества. С появлением современных технологий и материалов было улучшено качество пластиковых окон, которые в дальнейшем получили самое широкое распространение…

Рекомендуем почитать

  • МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР 1967-10МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР 1967-10
    В НОМЕРЕ: Проба сил (1); Т.Меренкова. Выставка выставок (2); Р.Яров. Второе призвание (4);
  • ШПИЛЬКА ТОЖЕ ИНСТРУМЕНТШПИЛЬКА ТОЖЕ ИНСТРУМЕНТ
    Обработать внутреннюю поверхность отверстия в деревянной детали или расширить его без дополнительного сверления можно с помощью обычной шпильки соответствующего диаметра: острые кромки ее...
Тут можете оценить работу автора: