Несмотря на то, что первые велосипеды появились еще в начале XIX века, и за долгие последующие годы их конструкция доведена, казалось бы, до совершенства, находятся все новые и новые умельцы, не устающие изобретать двухколесные педальные аппараты заново. Наиболее яркие образцы такого творчества были представлены на всероссийском конкурсе KGB — Kustom Groove Bike, который состоялся в рамках столичной выставки «Велокульт».
В этом году конкурс KGB проводился в пяти номинациях: Full Kustom — велосипеды, созданные с нуля на базе оригинальной рамы; Retro — стилизация под старину; Tuning — конструкции с заводской рамой, но с оригинальными техническими решениями; «Электрички» — транспортные средства, оснащенные электродвигателями, и «За рамками» — абсолютно нестандартные разработки.
Самые интересные велосипеды, как в техническом плане, так и с точки зрения дизайна были представлены в разделе Full Kustom. Вот лишь некоторые из них.
Silver Bird построен в 2021 году в мастерской Bicycle Trust Work Shop & Со. Его конструкторы ставили перед собой весьма амбициозную цель — создать «самый лучший велосипед» — самый быстрый, легкий и красивый. И надо сказать, они блестяще справились с задачей. Выглядит «Серебряная птица» потрясающе! Рама целиком выполнена из алюминиевых сплавов, что обеспечивает небольшой вес конструкции, остальные детали сделаны из нержавеющей стали.
Велосипед Combat Cyber Voodoo или «Боевой техношаман», как назвали его создатели — Антон Смирнов, Антон Коротков и Антон Грибачев, довольно курьезен, да и конструкция не совсем рациональная (двойные передние колесные диски, сложная цепная передача с множеством звездочек). Но таков стиль, как заявляют конструкторы. Их основой упор был сделан на «дикие технические решения».
Зато велореплика первого мотоцикла BMW R32 образца 1923 года (автор Филипп Поспелов) эстетически безупречна. Сразу и не догадаешься, что это велосипед! Машина создана на оригинальной раме с использованием современных узлов. Антикварные детали удачно интегрированы в конструкцию. Несмотря на музейный вид, велосипед вполне функциональный, даже светотехника у него рабочая.
Так называемых «электричек» на выставке тоже было много: такие машины сегодня в тренде и становятся все доступнее. Мастер Никита Custo, например, построил оригинальное двухколесное транспортное средство «Канистра». И действительно, на раме у него установлена настоящая стандартная канистра, которая используется на военной технике. Но первое впечатление обманчиво — внутри старой емкости спрятана мощная электрическая силовая установка, позволяющая этому электровелосипеду развивать скорость до 50 км/ч. Удачное сочетание ретро-стиля и современных комплектующих!
А работы участников конкурса в номинациях «Тюнинг» и «За рамками» любопытны, прежде всего, своим дизайном. Никита Булгаков из Санкт-Петербурга представил сразу две работы в ретро-стиле (тоже очень популярном сегодня). Его велосипед Greyhound посвящен легендарным американским транснациональным автобусам середины прошлого века, поэтому в оформления использованы такие же цветовые решения. Второе транспортное средство, названное «Арктика», предназначено для зимней эксплуатации, оно создано по мотивам первого атомного ледокола, достигшего Северного полюса. Другой питерский мастер — Дмитрий Грачев, построил велосипед Orange Machine. Это одновременно и стилизация под школьный автобус, и протест против вечно пасмурной погоды, характерной для северной столицы.
Не забывают велоконструкторы и авиационную тематику. Вот, например, Basman Shark 3 Р 40, окрашенный точь-в-точь как американские истребители времен Второй мировой войны P-40 Tomahawk и Kittyhawk.
Целую экспозицию представил на выставке Музей необычных велосипедов «Самокаты» из Углича, где энтузиасты строят реплики старинных велосипедов, включая самые первые «костотрясы» образца начала XIX века. Да не просто строят, а предлагают совершить на них экскурсию по городу всем желающим. Как известно, Углич стоит на берегу Волги, но кроме великой русской реки в черте города есть еще несколько небольших водоемов. Для их форсирования местные мастера сконструировали специальные плавающие 3-колесные велосипеды с пневматиками низкого давления. На многих из музейных транспортных средств можно было покататься по территории выставки, жаль только, что организаторы не предусмотрели водоем — мы бы с радостью протестировали плавающий велосипед!
Встретились нам на «Велокульте» и совсем экзотические средства передвижения. Велосипед — давно всем полюбившийся транспорт, но нельзя сказать, что, катаясь на нем, ты совершаешь движения, привычные от рождения, требуются некие навыки. Освободить человека от скованности, заставить его тело двигаться естественно призвана оригинальная конструкция под названием Jarmi Bike. Правда, с велосипедом ее роднят разве что колеса. Ни педалей, ни руля здесь нет! Чтобы поехать, нужно встать на специальные платформы, связанные системой рычагов с цепными звездочками привода колес. Кроме того, положив руки на вертикальные рукоятки и совершая ими возвратно-поступательные движения, мы помогаем ногам. Вроде бы как идем, поднимаясь по лестнице, и энергично размахиваем руками. А для поворота нужно, чуть разогнавшись, зажать тормоз одного из колес. Удивительно, но можно крутиться даже на месте, совершая комплекс движений руками и ногами. От опрокидывания предохраняют маленькие опорные колеса спереди и сзади рамы. Есть и вариант с электрическими мотор-колесами. Хотя, если быть до конца честным, стоит заметить, что на обычном велосипеде передвигаться все-таки привычнее, чем на этом «снаряде».
Намного проще оседлать велосипед, имеющий, помимо традиционных педалей, ручной привод на переднее колесо. Руль тут представляет собой каретку с высокими кривошипами. Вращая ее, при помощи двойной цепной передачи мы вращаем колесо. Однако здесь тоже не все однозначно. То, что при езде на таком велосипеде нагружаются не только ноги, но и руки, сомнений нет, но насколько приятна такая езда? Скорее, «на любителя». Видимо, поэтому широкого распространения такие схемы до сих пор не получили. Но конструкция, безусловно, интересная. Да и зимой полный привод лишним не будет.
Андрей ФАРОБИН, Сергей ДЬЯКОНОВ