В последние годы в нашей стране и за рубежом бурно развивается новый вид бытовой радиоэлектроники — устройства для домашних телеигр. Такое название получили специальные приставки к телевизору, позволяющие создавать на его экране имитацию различных спортивных, военных и других игр. Эти приборы построены на основе так называемых телеигровых микросхем, или больших интегральных схем.
Приставку подключают к антенному входу телевизора, и на экране появляется изображение, например, теннисного корта, ракеток и мяча. Манипулируя ручками, игроки «гоняют» мяч (световое пятно) по экрану, как в настоящем теннисе.
Телеигры создают у играющих иллюзию участия в настоящем спортивном соревновании, развивают внимание, тренируют ловкость и быстроту реакции.
Предлагаем вниманию читателей простое устройство, моделирующее игру в хоккей с шайбой (нападающий против вратаря) на экране школьного осциллографа ОЭШ-61; такие приборы есть в школьном кабинете физики, в лабораториях радиотехники и электроники СЮТ, Дворцов и Домов пионеров.
Внешний вид приставки — на рисунке 1. На лицевой панели расположены счетчики числа голов и ударов, сделанных по воротам, сетевой выключатель. На верхней панели установлены ручка (вращая ее, «нападающий» перемещает «шайбу» — светящееся пятно — по экрану осциллографа) и красная лампочка, фиксирующая попадание «шайбы» в «ворота». С помощью шестижильного кабеля к приставке подключена кнопка, нажимая на которую «вратарь» может запирать ворота.
Рис. 1. Внешний вид игровой установки.
Рис. 2. Игровое поле.
На экран осциллографа накладывают трафарет из тонкого прозрачного оргстекла или плексигласа (рис. 2) с разметкой левой половины хоккейного поля от ворот до центра. Нападающий как бы пробивает буллит—хоккейный пенальти. Линии разметки необходимо сделать цветными, тогда их хорошо видно на экране, и тонкими, чтобы не перекрывать светящегося пятна шайбы. Для упрощения в данном игровом устройстве ширина ворот равна ширине всего поля.
Сущность игры заключается в следующем: нападающий, поворачивая ручку, ведет шайбу по полю к воротам. Подведя ее к линии площади ворот (из вратарской площадки правилами игры бросать не разрешается), нападающий движением ручки направляет шайбу в ворота. Если нападающий опередил вратаря и шайба пересекла линию ворот, загорается красная лампочка, фиксирующая попадание. Счетчик отсчитает забитый гол. Вратарь защищает свои ворота нажатием кнопки: движение шайбы ограничивается, и она останавливается, не пересекая линию ворот. А чтобы вратарь не блокировал ворота надолго, в конструкции предусмотрено ограничение времени действия кнопки вратаря. По истечении 0,5 с он будет немедленно наказан —- загорается красная лампа, и счетчик отсчитывает гол. Потому вратарь может нажимать на кнопку не дольше 0,5 с. Однако, если шайба пересекла линию вратарской площадки (даже если ее и не бросают по воротам), вратарь может блокировать ворота все время, пока шайба находится во вратарской площадке.