Меломаны знают, что многие пространственные стереоэффекты недоступны обычным фронтальным колонкам. Отличительная особенность данной системы в том, что она излучает звуки на 360 градусов вокруг себя. Отражаясь затем со всех сторон, они создают объемную звуковую среду. Даже давно знакомые записи звучат теперь по-новому, получив совсем иную окраску, насыщенную различными оттенками.
Я давно присматривался к колонкам системы пространственного звучания. Изучал специальную литературу и провел целое исследование в Интернете по ключевым словам «пространственная акустика 360 градусов», «акустика круговой направленности», «акустическая система пространственного звучания» и прочим словосочетаниям этой тематики. И решил сделать такую систему самостоятельно, взяв за основу колонки 6АС-2. Этими излучателями в советские времена комплектовались популярные проигрыватели «Мелодия 103м». У колонок хорошие корпуса из качественной фанеры, литые каркасы низкочастотных динамиков и резиновые подвесы диффузоров, что выделяет их на фоне современной «пластмассовой» китайской акустики. Недорого приобрести их можно на вторичном рынке (а если не получится купить готовые, то изготовить ящики по указанным на чертежах размерам тоже не такая большая проблема). Предлагаемая модернизация позволит дать старым коаксиальным колонкам «новую жизнь» и порадовать себя качественным звуком.
Начинаем с доработок корпуса. Для этого колонка полностью разбирается, за исключением внешнего клееного фанерного ящика. Все швы по стыкам соединений стенок и дополнительных деревянных уголков изнутри промазываются клеем ПВА. После просушки внутренние стенки колонки оклеиваются тонким войлоком (подойдет материал от солдатской шинели).
НИЖНЯЯ ЧАСТЬ
На нижней панели устанавливается фазоинвертор. В качестве туннеля фазоинвертора я использовал отрезок картонной гильзы от бумаги для рулонного принтера (плоттера). Ее диаметр оказался как раз подходящим. Одним концом он вклеен в заднюю стенку, а другой его конец закрыт куском капрона, который крепится резиновым кольцом, отрезанным от велосипедной камеры. Таким образом, осуществляется демпфирование и защита от попадания внутрь ящика мусора и насекомых. Перед закрытием фазоинвертора капроном задняя стенка и труба фазоинвертора были окрашены черной матовой нитрокраской из баллончика.
Подключение элементов частотного фильтра (кроссовера) и динамиков показано на принципиальной схеме. Так как НЧ-динамики устанавливается в колонки в перевернутом состоянии и воспроизводят обратной стороной диффузора, то относительно первоначальной схемы их полярность меняется на обратную, а полярность ВЧ-динамиков остается прежней.
Для удешевления конструкции кроссовера были применены: конденсатор С1 9,0×250В, компенсационный от светильников с люминесцентными лампами; конденсаторы С2 и С3 — составлены из двух конденсаторов МБМ 1,0×160В. В качестве провода для намотки бескаркасных катушек индуктивностей L1 и L2 использован двойной провод-бифиляр, извлеченный из примерно 20-метрового куска компьютерного кабеля Ethernet UTP с толщиной медной жилы 0,5 мм. При разборке кабеля получается четыре отрезка сдвоенных проводов, которыми мотаются четыре (две на каждую колонку системы) одинаковых катушки индуктивности по 150 витков.
Для намотки катушек индуктивности изготавливается разборная оправка из фанеры. Она крепится в патрон дрели или в другом подходящем устройстве. Перед намоткой в прорези оправки нужно вставить обрезки проводов, которыми затем будут стянуты витки катушки.
Наматывать катушки следует аккуратно, стараясь укладывать виток к витку. После намотки оправка разбирается, витки плотно фиксируются изолентой, а вспомогательные провода убираются. Готовые катушки индуктивности L1 и L2 имеют такие параметры: внутренний диаметр — 40 мм; внешний диаметр — 60 мм; высота — 34 мм; сопротивление — 0,7 Ом; индуктивность — 0,38 тН.
Монтаж схемы кроссовера выполнен на основании из ДСП. Катушки индуктивностей закреплены на нем пластиковыми хомутами-стяжками. Конденсатор С1 притянут стяжкой к заранее установленной на саморезе площадке. С боков основания, а также сверху него установлены монтажные лепестки. К ним подпаяны конденсаторы С2, С3 и провода, идущие к динамикам. Все соединения выполнены проводом ШВВП 2×0,75.
Собранный кроссовер закреплен на нижней панели колонки с помощью стальных мебельных уголков. Чтобы саморезы не вышли наружу, под них подложены дистанционные шайбы. Провода для подключения колонок (ШВВП 2×0,75) припаяны к соответствующим монтажным лепесткам и выведены в отверстие «Ввод кабеля от УНЧ».
Также в нижней панели сделаны отверстия под врезные гайки, к которым крепится подставка. После установки этих гаек панель притягивается к корпусу колонки саморезами.
Подставка изготовлена из двух склеенных между собой фанерных пластин толщиной по 15 мм. Она покрыта шпаклевкой и окрашена в коричневый цвет. К колонке подставка крепится шпильками М6, пропущенными через трубчатые стойки из полипропилена. Нижние концы шпилек закрыты колпачковыми гайками, которые служат ножками.
ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ
Каждая колонка акустической системы 6АС-2 укомплектована двумя динамиками: низкочастотным 25 ГДН-1-4 (10 ГД-34-80) и высокочастотным 6 ГДВ-1-16 (3 ГД-2). Перед использованием их необходимо обследовать на предмет целостности и работоспособности.
Поскольку НЧ-динамики будут стоять перевернутыми, то для придания презентабельного вида, и чтобы они не блестели через декоративную ткань, их каркасы и магниты нужно покрасить в черный матовый цвет. Для защиты диффузоров в процессе окраски отверстия в каркасе заклеиваются малярным скотчем, а непрокрашенные места замазываются черным маркером.
Если НЧ-излучателю в данной системе звукорассеивающий конус не нужен — его роль выполняет диффузор, то для ВЧ-динамика он необходим. Существует несколько возможных способов его изготовления — они описаны в литературе, я же использовал собственную технологию. Выпилил из доски лиственницы толщиной 20 мм два диска диаметром 50 и 100 мм, которые склеил (соблюдая соосность) между собой. В основании будущего конуса сверлом Форстнера сделал выборку диаметром 35 мм и глубиной 5 мм — она необходима, чтобы в последующем конус лег на выступающие части магнита НЧ-динамика. Затем из заготовки на токарном станке был выточен конус в соответствии с указанными на чертеже размерами. Четыре резьбовых отверстия М5 служат для установки винтов-стоек, на которых будет расположен ВЧ-динамик. Конус обработан акриловой шпаклевкой и окрашен из баллончика в черный глянцевый цвет.
ВЧ-динамик крепится к звукорассеивающему конусу на четырех винтах. С помощью гаек расстояние между острием конуса и куполом диффузора динамика выставляется равным примерно 3 мм. После этого винты-стойки окрашиваются в черный цвет.
Верхняя панель колонки выпилена из фанеры и обработана так же, как и нижняя панель. НЧ-динамик крепится к ней винтами магнитом вверх. Конус с ВЧ-динамиком фиксируется на магнитной системе НЧ-динамика двухсторонним скотчем.
В верхней панели есть два отверстия для вывода проводов. Крепится панель к корпусу на саморезах.
Колпак излучающей части колонки изготовлен по приведенному чертежу. Каркас из четырех стенок, основания и четырех брусков собран на клее ПВА, обработан напильником, наждачной бумагой, зашпаклеван и окрашен в черный цвет. После чего он был обтянут черным капроном средней плотности (использовались колготки 40 den). Сверху капрон зафиксирован с помощью степлера скобами, а снизу — подвернут вовнутрь и приклеен.
Финальная операция — установка крышки. Она сделана из фанеры, окрашена в коричневый цвет и крепится к колпаку саморезами.
Полученная в результате модернизации акустическая система имеет круговую характеристику направленности в горизонтальной плоскости для всего рабочего диапазона частот и следующие технические характеристики:
Рабочее положение АС | Вертикальное |
Номинальное сопротивление, Ом | 4 |
Номинальная мощность, Вт | 6 |
Номинальный диапазон частот, Гц | 63 — 18 000 |
Габариты до модернизации, мм | 157x157x300 |
Габариты после модернизации, мм | 157x157x545 |
Масса, кг | 4,7 |
Ну и вместо заключения хочу привести цитату из «Воспоминаний» Сергея Давыдовича Батя — автора книги «Любительские громкоговорители», которая вдохновляла меня и очень помогала в работе. Надеюсь, пригодится она и другим самодельщикам.
«Построение громкоговорителей бытового назначения, как мне кажется, является стремлением создать приемлемую иллюзию звучания музыки. Я не знаю, как по-другому определить попытки заставить несколько кусочков бумаги (фольги, полипропилена, керамики, пропитанного шелка и тому подобное) звучать подобно симфоническому оркестру. Создание иллюзии, обеспечивающей эмоциональную вовлеченность слушателя, мне кажется, кроме инженерных средств, требует еще чего-то, близкого к искусству. Завязка на эмоциональный мир слушателя при попытке создания приемлемой иллюзии приводит в область индивидуальных предпочтений, которая может показаться инженеру весьма странной. Иррациональный мир индивидуальных предпочтений с одной стороны, требует от разработчика громкоговорителей внимания и уважения, с другой стороны, может удивить странной терминологией, свойственной узкому кругу любителей, ориентированных на своего собственного гуру, который сформулировал все основные правила и рецепты «правильного подхода» типа: «Динамик должен дышать», «Фильтры можно применять только первого порядка», «Усилитель должно строить только на лампах» и т.п. Чтение «антинаучной» литературы и посещение лекций по сходной тематике дало мне представление о том, что есть немало людей, способность восприятия которых сильно отличается от «среднего» уровня…»
Анатолий НОСОВЕЦ, г. Новосибирск
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
1. Журнал «Моделист-конструктор» № 10-1985, И. Смирнов «Мелодия» звучит лучше.
2. Журнал «Радио» № 02-1984, М. Корзинин «Пассивный излучатель в громкоговорителях 6АС-2».
3. Журнал «Радио» № 03-2000, Р. Ку-нафин «Новое звучание 6АС-2».
4. Журнал «Радио» № 04-1997, В. Шоров/В. Янков «Акустическая система для самостоятельного изготовления».
5. С. Бать. Воспоминания. «Лига звука»