КРАСИВОЕ — НОЖОМ И СТАМЕСКОЙ

Увлечение деревянной скульптурой пришло ко мне уже в зрелые годы, и совсем неожиданно. Как-то, будучи в командировке в г. Саранске (Мордовия), по совету тамошних коллег посетил местный музей скульптора Степана Эрьзи (Нефедова). И был просто поражен его произведениями, особенно двухметровой скульптурой головы библейского пророка Моисея, созданной из кряжа южноамериканского дерева кебрачо, с минимальной доработкой. После этого у меня, как говорится, зачесались руки…

Когда одного мастера на все руки спросили, умеет ли он играть на пианино, последовал ответ: «Не пробовал — может, и умею».

Вот так и я. Взял в руки инструмент, который был под руками, с огромным желанием вырезать скульптуру и уверенностью, что у меня получится. И получилось. Конечно, не так, как у Эрьзи, — но образ Моисея в моей миниатюре узнавали все, кто когда-нибудь видел скульптуру даже на снимке.

Конечно, миниатюру эту я не ваял, не создавал, как художник, ведь я даже рисовать не умею. По образованию и специапьности я инженер-механик и в полной мере освоил язык техники — чертеж. И скульптуру делал так же, как, скажем, слесарь изготавливает деталь или модельщик — модель, то есть с использованием разметки, выборки материала из заготовки режущими инструментами и контроля размеров.

Основной специальный инструмент резчика

Основной специальный инструмент резчика:

а — плоская стамеска (ширина полотна от 2 до 25 мм); б — нож-косяк (ширина полотна 10, 15, 22 мм); в — клюкарзы (с радиусом закругления режущей части от 4 до 24 мм; при большом радиусе режущая часть делается шире полотна); г — стамески с фигурными режущими частями (угловая, пуансон, полукруглая)

Положительные отзывы друзей и знакомых о моей первой пробе «пера» — а точнее, перочинного ножа и стамески — придали мне сипы и уверенности, и я продолжил эксперименты в своем новом увлечении.

Инструменты поначалу использовал стандартные (покупные) в небольшом ассортименте: стамески и клюкарзы, нож-косяк. Но со временем сделал и свои — различной конфигурации и размеров режущей части, а рукоятки инструментов подогнал по своей руке.

Самодельные инструменты часто изготавливал из стандартных, предварительно подвергнув их отжигу, а после изготовления — повторной закалке.

Как показала практика, достаточное разнообразие инструмента облегчает и ускоряет процесс создания скульптуры, повышает качество поверхности. Для начинающих резчиков приведу перечень основных режущих инструментов, которыми я чаще всего работаю. Ножи с длиной полотна 40, 60 мм. Косяки с шириной полотна 10, 15, 22 мм. Стамески с шириной полотна 2, 5, 12, 18, 25 мм. Полукруглые стамески и клюкарзы (стамески с коленообразным изгибом стержня) с радиусом режущей части 4, 8, 12, 16, 24 мм. Фигурные стамески с углами 30°, 50°, 90° и другие. Для получения контурных заготовок использую обычный плотницко-столярный инструмент — пилу, топор, рубанок.

Материал же (дерево) в ранних работах использовал вообще-то самый распространенный из доступных: береза, липа, ясень. А вот его подготовке — сушке уделял особое внимание: сначала выдерживал много дней в тени на воздухе, а потом еще долго в сухом помещении — чтобы заготовки не треснули. Позднее некоторые работы выполнял из дуба и даже красного дерева. Поначалу делал небольшие копии или интерпретации известных скульптур знаменитых мастеров. Но потом решился и на воплощение в дереве своих замыслов.

«Моисей» (высота 360 мм, береза тонированная)

«Моисей» (высота 360 мм, береза тонированная)

«Вечная весна» (высота 420 мм, береза)

«Вечная весна» (высота 420 мм, береза)

«Эсмеральда и Квазимодо» (высота 450 мм, липа, покрытая воском)

«Эсмеральда и Квазимодо» (высота 450 мм, липа, покрытая воском)

«Конь строптивый» (высота 420 мм, липа тонированная)

«Конь строптивый» (высота 420 мм, липа тонированная)

«Семья балерины» (высота 420 мм, осина)

«Семья балерины» (высота 420 мм, осина)

«Флора» (высота 250 мм, липа)

«Флора» (высота 250 мм, липа)

«Портной» (высота 400 мм. береза тонированная)

«Портной» (высота 400 мм. береза тонированная)

«Василий Теркин» (высота 620 мм, красное дерево)

«Василий Теркин» (высота 620 мм, красное дерево)

«Стеснительный» (высота 420 мм, береза)

«Стеснительный» (высота 420 мм, береза)

«Юдифь» (высота 420 мм, красное дерево)

«Юдифь» (высота 420 мм, красное дерево)

«На водонос» (высота 320 мм, красное дерево)

«На водонос» (высота 320 мм, красное дерево)

Производил эксперименты и с декоративной отделкой своих миниатюр. Но перед началом отделки поверхность каждого изделия тщательно зачищал наждачной бумагой: сначала средней зернистости, в конце — мелкой, а при обработке мягкой древесины — даже отработанной, без зерен. Шлифовал поверхности до появления на них матового блеска.

Некоторые фигуры покрывал просто воском или лаком; другие перед покрытием сначала отделывал морилкой на водной основе; были и такие, которые раскрашивал разной краской, как на картине.

Я понимал, что, не имея специального художественного образования, очень сложно расти, добиваться мастерства. Тогда я обратился к руководителю коллектива Общества резчиков г. Москвы с просьбой принять меня в их ряды. Ознакомившись с моими работами, коллектив дал на это согласие. И вот уже более двух десятков лет я являюсь его членом, черпая опыт от других и делясь своими навыками и знаниями в любимом увлечении. Коллектив часто участвует в выставках и смотрах художественного творчества, как правило, становясь их лауреатом или дипломантом.

Думаю, в этом есть и некоторая моя заслуга, так как работы, где автором выступаю я, на них тоже неоднократно отмечались почетными грамотами.

Б. ЯШИН

Рекомендуем почитать

Тут можете оценить работу автора: