В сентябре прошлого года в бразильском городе Белу Оризонти, где находится инженерный центр известной авиастроительной компании EMBRAER, состоялся 34-й международный конгресс аэронавтических наук (ICAS) — важное событие в научно-авиационном сообществе, проходящее раз в два года. При планировании поездки я решил, что после конгресса непременно надо побывать в Рио-де-Жанейро. И, конечно, посетить там музей ВВС страны (Museu Aeroespacial). Он был создан не так давно, в 1976 году, но имеет много подлинных экспонатов и времен Второй мировой войны, и межвоенного периода. И есть даже самолет, построенный до начала Первой мировой войны!
Музей расположен на территории действующего учебного центра ВВС, на западе Рио, примерно в сорока километрах от центра, и добираться туда лучше на такси, иначе легко заблудиться в переулках, поскольку ни одного рекламного щита или указателя нигде нет. По довольно узкой улочке я подъехал к бетонному КПП, где находилось несколько солдат (точнее, трое солдат и одна сержантка — в армии и полиции Бразилии много женщин). И все говорят только по-португальски. Вообще, с иностранными языками здесь плохо. Даже студенты университетов часто способны произнести по-английски лишь фразы на уровне «Меня зовут Педро. Я родился в Манаусе». Вот и в музее мне встретился только один англоязычный сотрудник. Все рассчитано на внутреннее потребление, и цель музея — знакомить с историей авиации будущих и действующих военнослужащих, остальное — необязательное дополнение, поэтому и все информационные таблички (там, где они есть), и стенды исключительно на португальском языке.
Российский паспорт вызвал у солдат заметное оживление — похоже, я был первым посетителем из России за долгое время. Началась бурная дискуссия, что же со мной делать, но после общения с дежурным офицером я все-таки оказался в музее. Оглядываюсь. Вокруг бетон, трава, жара, солнце, самолеты, и… ни единой таблички! А из-за вала тянущегося по границе летного поля доносятся звуки частой стрельбы — там стрельбище.
Музею отведено несколько больших ангаров, но большинство самолетов и вертолетов выставлены под открытым небом. И хотя, в отличие от России, снега в Бразилии нет, тропические ливни (сезон дождей в этом регионе с ноября по март) тоже не слишком полезны для техники.
На поле было совершенно пусто, подходить и осматривать экспонаты со всех сторон никто не мешал, кроме… очень шумных и многочисленных птиц типа наших скворцов, которые явно считали себя здесь настоящими хозяевами. Стоило отойти от дорожки метров на двадцать, как они начинали пикировать на тебя парами и звеньями, проносясь меньше чем в метре от головы, и все это с громкими и противными криками.
В Бразилии довольно интересное отношение ко Второй мировой войне. С одной стороны (в экспозициях всех военных музеев, где я побывал, это сказано прямо), подчеркивается, что в войну Бразилию втянули США, используя различные формы экономического и политического давления. С другой же, страна гордится действиями своего экспедиционного корпуса. Ведь Бразилия — это единственная страна Южной Америки, которая действительно воевала. Более 25 тысяч бразильцев высадились вместе с армией США в Италии осенью 1943 года, а к концу войны численность корпуса достигла 40 тысяч человек. Была в нем и авиация, в том числе — 1 иап, боевой путь которого известен очень подробно, ему посвящено несколько книг и множество статей. Вначале полк оснастили самолетами Curtiss Р-40, но они использовались только для обучения. Еще до отправки в Европу часть получила по лендлизу новенькие Р-47 «Тандерболт». И Р-40, и Р-47 — причем именно из состава 1-го бразильского иап — находятся на открытой площадке.
За ними — много истребителей, транспортных самолетов и вертолетов послевоенного периода, среди которых есть и модели бразильского производства, в том числе ЕМВ-110, ЕМВ-140, АМХ. Самый современный летательный аппарат в экспозиции — это не так давно отправленный в отставку из ВВС страны «Мираж» 2000С.
Лозунг военных музеев Бразилии: «Мы показываем историю страны глазами армии». А армия в Латинской Америке всегда была одной из главных политических сил, и военные перевороты случались здесь едва ли не чаще демократических выборов. Но военные не оправдываются: «Тогда армия считала, что надо поступать так-то, вот об этом мы и говорим».
На площадке меня ждало первое открытие — неизвестный мне ранее экспериментальный пассажирский самолет СВА123 «Вектор», созданный в 1990 году фирмами двух стран-соперниц: бразильской EMBRAER и аргентинской FMA. В серию этот изящный двухмоторный низкоплан с толкающими винтами не пошел по политическим, в основном, причинам. Построено было только два прототипа. Один находится где-то в Аргентине, а второй — в музее ВВС Бразилии.
Хорошенько прожарившись на открытой площадке, я добрался до ангаров. Экспозиция внутри них начинается с двух хорошо выполненных полноразмерных копий самолетов Сантос-Дюмона: модели 14 бис, на которой он 7 сентября 1906 года совершил первый полет в Европе (если не считать подскоков Вуйя и Эллехаммера в том же году чуть раньше) и авиетки «Демуазель», первого серийно строившегося самолета в мире.
В залах на первом этаже основного здания разместилось полтора десятка небольших самолетов. Самый старый из них — подлинный «Кодрон G.3», поставленный ВВС Бразилии еще до начала Первой мировой войны. Далее — учебный Ньюпор 21Е1. Это вариант знаменитого Ньюпора 17, но конкретно эта машина была сделана уже после окончания войны и прибыла в Бразилию в 1921 году.
Очень интересны межвоенные самолеты. Этот период представлен несколькими разными бипланами фирмы «Вако», строившимися в США в конце 1920-х годов, учебным «Муниз-7», UC-43 — военным вариантом биплана Бич 17 с обратным выносом верхнего крыла, Фэйрчайлд 22 и другой экзотикой, которую редко встретишь в музеях Старого Света.
На втором этаже разместились несколько специализированных экспозиций. Три зала рассказывают об истории авиационных вооружений, еще один об авиационной спасательной службе. Это очень важная тема для Бразилии. Страна имеет огромную береговую линию и, в соответствии с международными договорами, отвечает за безопасность и спасение в большей части акватории Южного Атлантического океана (да, в Бразилии считается, что есть южный и северный Атлантические океаны, граница между которыми проходит по «перемычке» между городами Дакар и Наталь).
Отдельный зал посвящен женщинам в авиации и космонавтике. И среди портретов первых бразильских летчиц, знаменитых Амелии Эрхарт и Эми Джонсон, было приятно увидеть фотографии Марины Расковой, Валентины Терешковой и Светланы Савицкой.
А в мемориальном зале Сантос-Дюмона — национального героя Бразилии, именем которого названы несколько городов, поселков и множество центральных улиц (в том числе в Белу Оризонти), меня ждало второе открытие — сделанная самим авиатором модель биплана с птицевидным нижним крылом и дельтавидным верхним. Рули высоты крепятся за нижним крылом, руль поворота — под верхним. К сожалению, никто в музее не знал, когда именно создана модель, а «начало XX века» — это слишком расплывчатая датировка для ранних лет развития авиации. Тем не менее, это свидетельствует, что Сантос-Дюмон рассматривал различные аэродинамические схемы. Возможно, при помощи подбора таких экзотических крыльев он пытался решить проблему автоматической продольной устойчивости самолета.
Как и во многих других технических музеях, самое интересное прячется в мастерских и запасниках. Разумеется, посетителям в них заходить нельзя, об этом говорят и таблички с надписями «proibido» (запрещено). Однако если вежливо попросить… Я попросил, и не пожалел!
В ангарах, закрытых для посетителей, стояли Цессна Т-37, изящный учебный Райан РТ-16, Бичкрафт АТ-10, Фуга «Мажистер», и симпатичные автомобили бразильского производства 1950-60-х годов. А также хорошо представленная линейка учебных самолетов бразильской компании «Нейва», от Нейва 360 до Нейва 621А.
В мастерской реставрировали два очень больших экспоната: пассажирский Локхид 188 «Электра» и транспортный «Фэйрчайлд» С-119. А вдоль всей стены ангара нанесен большой лозунг: «Здесь мы восстанавливаем историю, которую вы создавали». По-моему, здорово!
Но самое большое потрясение я испытал, буквально наткнувшись на большой двухмоторный учебный самолет Фокке-Вульф Fw 58В-2 в отличном состоянии. Несколько таких машин ВМС Бразилии купили в 1939 году. В разобранном виде их перевезли на корабле через океан и собрали уже на месте. Машины применялись моряками до 1941 года, потом их отдали в летную школу министерства аэронавтики, где они летали еще 8 лет.
Закончился мой визит в музей обедом в офицерской столовой, куда мне совершенно бесплатно выдали талончик (вход в музей, кстати, тоже бесплатный). Впрочем, такая щедрость, наверное, вынужденная мера, поскольку в музее нет ни буфета, ни даже автоматов для продажи напитков. Как и сувенирного киоска.
Музей ВВС — это филиал Института истории и культуры аэронавтики (Instituto Historico-Cultural da Aeronautica, INCAER), расположенного в самом центре Рио-де-Жанейро, на набережной залива. Здесь каждый день читают лекции, в основном для офицеров и чиновников ведомств, которым по службе приходится контактировать с военно-воздушными силами. Во время моего визита там шла лекция «Законы и этика авиации» для офицеров полиции. А еще здесь есть отлично оборудованный архив с электронными системами хранения (документы идентифицируются по прикрепленным к ним радиометкам — поэтому не потеряются, если их случайно положат в другую коробку), большая библиотека и удобные кабинеты.
Сотрудники INCAER в течение многих лет готовят многотомник «История бразильской авиации», каждому десятилетию посвящен отдельный том. Все цифры и факты основаны на архивных документах, работа ведется планомерно и постоянно. Это сильно отличается от сложившейся в России практики спешной подготовки огромных томов на хорошей бумаге к очередному юбилею той или иной организации, после чего про историю вновь забывают до следующей круглой даты.
Museu Aeroespacial — не единственный авиационный музей в Бразилии.
В 300 км на северо-запад от Рио, в городе Сао Карлос, находится частная экспозиция «Крылья Мечты» (Museu Asas de um Sonho), созданная в 2006 году Ролимом Адольфо Амаро, президентом авиакомпании ТАМ Airlines. В огромном ангаре хранятся 35 самолетов, среди которых такие необычные, как учебный бразильский «Ипиранга Паулистинья», огромный Локхид «Констеллейшен» и двухфюзеляжная итальянская летающая лодка Савойя-Марчетти S.55. Еще один очень любопытный мемориальный дом-музей Сантос-Дюмона (Museu Casa de Santos Dumont) находится в городе Петрополис (60 км к северу от Рио), стоящем как раз на дороге из Белу Оризонти. Много летательных аппаратов экспонируется и в других местах. Вертолеты, например, представлены в культурном центре морской пехоты на набережной Рио-де-Жанейро. Словом, если вы интересуетесь авиацией и вдруг окажитесь в Бразилии, то скучно вам там точно не будет. Проверено на себе!
Юрий КУЗЬМИН,
ЦАГИ