Не только фотолюбители, но и профессионалы, занимающиеся цветной фотографией, знают, кан трудно обрабатывать цветную фотобумагу после ее экспонирования. Это приходится делать в нескольких ванночках, а растворы ядовитые, раздражают кожу рук. Кроме того, контроль за проявлением при лабораторном освещении (с лампочкой 15 ватт за светофильтром ФОМА-590 или ОРВО-166) практически невозможен. К тому же существующие доступные технологии не позволяют обработать сразу большое количество фотоснимков.
Предлагаемый же читателем Д. Волковым фотобачок устраняет многие из этих недостатков. В его кассету заряжается сразу пачка энспонированной фотобумаги, процесс и время обработки контролируется по инструкции, прилагаемой к фотобумаге или к набору химикатов. Обработка ведется при дневном или искусственном освещении.
УСТРОЙСТВО И ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАССЕТЫ
Начинать с кассеты следует потому, что это, как ни странно, наиболее сложный и тонкий узел фотобачка. Размер ее и бачка выбирается в зависимости от формата будущего фотоснимка и объема применяемого раствора для обработки цветной фотобумаги.
Изготовленная кассета имеет размеры 165x110x65 мм, из расчета на использование набора химикатов для проявления цветной фотобумаги на один литр рабочего раствора. Для лучшего перемешивания его во время обработки фотобумаги в фотобачке оставлен воздушный объем в 200 см3.
Кассета состоит из 13 пластин толщиной 5 мм (2 мм — собственная толщина плюс уголки с двух сторон по 1,5 мм, обеспечивающие зазор в 3 мм). В каждой пластинке — «сетка» из рыболовной лески (0,6—0,8 мм) с узелками (в моем случае их по 12 шт.) — с тем, чтобы листы фотобумаги не прикасались друг к другу эмульсионной стороной.
Обрабатываемая бумага закладывается (в темноте) между пластинами по одному листу. Таким образом кассета обеспечивает проявление сразу 12 листов цветной фотобумаги. Если вкладывать между пластинами по два листа подложкой друг к другу, а эмульсией — наружу, то можно сразу обработать вдвое больше.
Пластины кассеты по углам просверливаются. Через нижние отверстия они соединяются в пакет — тонкой (по отверстию) резинкой ø 1,5—2 мм, чтобы кассета раскрывалась, как книга; а в верхние для исключения взаимного сдвига пластин вклеиваются маленькие пластиковые штыри — так, чтобы они входили в отверстия соседних пластин. Для большей жесткости кассеты можно к трем сторонам пластин приклеить маленькие опоры по толщине уголков (см. рис.).
Материал для изготовления пластин кассеты — оргстекло или любой пластик. Все соединения нужно производить эпоксидным клеем.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРПУСА ФОТОБАЧКА
Здесь некоторую сложность представляет устройство узла светолабиринта совместно с наливным и сливным отверстиями, которые должны закрываться к тому же герметичными пробками. Я вышел из положения, использовав штуцеры с резьбой от поливных шлангов; но подошли бы пробки и отверстия крышки автомобильных аккумуляторов.
Узлы светолабиринта наливного и сливного отверстий одинаковые. Для них возьмем непрозрачные пластмассовые трубки: одна диаметром не менее 15 мм и длиной 30 мм, вторая — диаметром 30—35 мм и длиной 30 мм. У первой заготовки срезается одна сторона на всю длину (10×30 мм); то же проделываем и со второй (в качестве ее я использовал пластмассовый патрон от фотопленки ГДР). Вставив одну в другую так, чтобы вырезы оказались взаимно противоположны, заготовки устанавливаются на эпоксидном клее на наливное и аналогично — на сливное отверстия.
Между емкостью для кассеты и отверстиями со светолабиринтами необходимо вклеить перфорированные перегородки размером 110×65 мм (см. рис.), с отверстиями разных диаметров — для более равномерной и направленной промывки фотобумаги водой. Для перфорирования подойдут сверла диаметром от 1,2 до 1,5 мм; отверстия совпадают с промежутками-зазорами у пластин кассеты. В моем случае в каждой перегородке получилось 6…7 рядов по вертикали и 12 по горизонтали — всего около 80—100 отверстий (для расчета: сечение заливного или сливного отверстия равно сумме сечений отверстий в одной перегородке).
После изготовления этих узлов собирается корпус фотобачка, и они вклеиваются в него эпоксидным клеем.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРИЖИМНОГО ДНА
После изготовления корпуса фотобачка нижняя часть его выравнивается в одну плоскость, а края стенок полируются с целью герметичного прилегания ко дну. Прижимное дно изготавливается из пластика или эбонита 10x75x1 75 мм. После этого на внутреннюю плоскость дна я приклеил полоску каучуковой мягкой резины толщиной 2—3 мм, приделал зацепы и стяжные петли на корпусе фотобачка, чтобы закрывать фотобачок снизу. Для лучшей устойчивости фотобачка по углам дна прикрепил резиновые опоры.
Готовый фотобачок покрасил черным лаком. Заряжается он в темноте на ощупь (немного надо потренироваться) кассетой с вложенной в нее экспонированной фотобумагой; после закрытия фотобачка дном можно дальше работать на свету. В заливное отверстие вставляется воронка с сеткой (фильтровальной бумагой), и заливается рабочий раствор. Затем отверстия закрываются пробками, устанавливается требуемое время по таймеру и, переворачивая бачок по 8—10 оборотов в минуту, следим за временем по инструкции. Этот процесс можно потом механизировать, если изготовить специальный станок и электромоторчик с редуктором. При наличии таймера со звонком, пока происходит процесс обработки, можно будет заняться экспонированием следующей партии цветной фотобумаги.
Рабочие растворы я готовлю из набора химикатов для обработки цветной фотобумаги, растворяю все в стеклянных литровых банках, которые помещаю в пластмассовый ящик высотой до горлышка банки. Это необходимо для поддержания необходимой температуры растворов с точностью до + 0,1 градуса. Температура растворов в ящике поддерживается стабильной и контролируется по термометру. Для промывки в процессе обработки использую водопроводный смеситель, на кран которого надеваю отрезок резинового шланга с вставленным сбоку термометром — для постоянного контроля за температурой воды.
Этим фотобачком я пользуюсь уже более двух лет; процесс обработки фотобумаги значительно ускорился и намного упростился.