Появившийся на отечественном рынке относительно дешевый CASIO SK-60 больше похож на игрушку, чем на музыкальный синтезатор. Регистры в нем звучат не очень хорошо, да и качество воспроизведения записей оставляет желать лучшего. Поэтому использование такой игрушки музыкальными коллективами — дело весьма несерьезное.
Однако при небольшой доработке SK-60 превращается в достаточно мощный синтезатор, с помощью которого можно получить вполне профессиональное звучание. Суть предлагаемой модернизации сводится к установке на входе и выходе этого электронного устройства по одному микроразъему-выключателю (обычно имеются в плейерах и диктофонах для подсоединения микророфонов, телефонных капсюлей или Динамического громкоговорителя). Причем пайка выполняется так, что при стыковке соответствующего штекера с гнездом встроенный микрофон или внутренний динамик автоматически отключается.
Как показывает практика, при подключении ко входу модернизированного CASIO выносного студийного микрофона качество записи (а значит, и последующего воспроизведения музыкальных звуков) заметно улучшается. Если же SK-60 оснащается не моно-, а стереофоническим микрофонным гнездом с подпайкой к третьему контакту цепи, состоящей из ограничительного резистора R1 и разделительного конденсатора С1 (на схеме этот вариант выделен особой линией), то к такому синтезатору можно смело подсоединять любой другой электромузыкальный инструмент, даже одноголосный.
В частности, после записи какой-нибудь одной ноты с музыкального инструмента, подключенного ко входному гнезду, на выходе получим ее копию. Причем в многоголосном варианте. Более того, можно записать не одну ноту, а целый аккорд. Единственное, что потребуется для этого, — подстыковать (при помощи штекера и входного гнезда) модифицированный синтезатор к многоголосному электромузыкальному инструменту.
Принципиальная электрическая схема доработок (вводимые изменения выделены утолщенной линией) и музыкальный синтезатор CASIO SK-60 после модернизации.
Открывается поле деятельности для экспериментаторов, ведь музыкальные звуки теперь можно записывать и от любого магнитофона, подключенного ко входу синтезатора. Становится осуществимым и запись ударных проигрышей (или даже целого оркестра) с последующим элементарным управлением — нажатием лишь одной клавиши.
Модернизированный CASIO SK-60 может заинтересовать, как мне кажется, многочисленных ди-джеев и прочих поклонников дискотек. Особенно когда они узнают, что дешевый и доступный синтезатор способен не только «отстучать» заказанный популярный ритм, но и воспроизвести магнитофонную запись, обогатив ее практически любым звуковым оформлением. К числу привлекательных и, несомненно, выигрышных следует отнести также тот факт, что доработанная аппаратура не исключила, а наоборот, создала благоприятные условия для дополнительного пропуска музыкального сигнала через эквалайзер — регулятор частотных характеристик, способный максимально повысить качество звучания воспроизводимых мелодий.
Естественно, после модернизации у CASIO SK-60 нисколько не нарушились заложенные в его конструкцию возможности изменять форму записываемых звуковых сигналов. Вот эффекты, которые можно получить с использованием данной аппаратуры: реверберация, реверс (воспроизведение звуков с конца), послезвучание (RELEASE, LOOP, REVERSE). Причем эти электронные эффекты можно комбинировать согласно инструкции, прилагаемой к синтезатору фирмой-изготовителем.
В. УТКИН, г. Златоуст, Челябинская обл.